г. Казань |
|
23 июня 2014 г. |
Дело N А55-17750/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 29.01.2014)
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-17750/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адвент", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Адвент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства в период с 21.06.2011 по 14.03.2012, выраженного в не обеспечении публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве, в период с 30.05.2012 по 22.05.2013, выраженного в не обеспечении проведения оценки земельного участка и не принятии решения о проведении торгов в форме аукциона, признании незаконным решения об отказе Обществу в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а, об обязании предоставить Обществу земельный участок площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 с кадастровым номером 63:01:0714003:7648 сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а. Также суд обязал Министерство по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления Обществу земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135 с кадастровым номером 63:01:0714003:7648. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что исходя из утвержденной постановлением Главы городского округа Самары от 19.04.2013 N 377 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено, в связи с чем Министерство не могло принять решение о предоставлении спорного земельного участка. Кроме того, Общество не обладает исключительным правом на предоставление указанного земельного участка в аренду, в связи с чем арендатор данного земельного участка должен был быть определен путем проведения торгов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0714003:994, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, в районе дома N 135, площадью 100 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 16.11.2010.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 03.02.2011 о предоставлении в аренду указанного земельного участка под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без кладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Впоследствии, согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области от 30.11.2012, сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0714003:994 были аннулированы, а 01.04.2013 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0714003:7648.
Письмом от 22.05.2013 N 12-2/0050/11-а Министерство отказало Обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 N 377.
Общество, ссылаясь на то, что незаконное длительное бездействие со стороны Министерства привело к невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка или проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды, а также ввиду того, что другие претенденты не оспаривают решение Министерства об отказе в предоставлении им спорного земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок), в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1, к которому прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
При поступлении указанных документов Министерство не позднее следующего дня с даты их поступления, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судами установлено, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, а также обязывая Министерство предоставить Обществу земельный участок, судебные инстанции исходили из того, что абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
Вместе с тем, судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, указанное положение Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду без торгов, ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду.
Вместе с тем, из материалов дела не следует и судами не исследовался вопрос о наличии у Общества преимущественного права на приобретение спорного земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 Порядка, с учетом того, что Обществом земельный участок испрашивался для установки торгового павильона.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку при отсутствии условий, указанных в пункте 3.1 Порядка, предусмотрен порядок предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11.-2.13 Порядка).
Кроме того, указывая, что отсутствие нестационарного торгового объекта в Схеме размещения не является препятствием для предоставления участка, суды не установили правовые основания такого не включения, для этих целей заинтересованным лицом по делу мог признаваться и орган муниципального образования.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А55-17750/2013 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2014 г. N Ф06-6587/13 по делу N А55-17750/2013