Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф06-1710/11
г. Казань
28 апреля 2011 г. |
Дело N А12-7344/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Скворцовой М.А., доверенность от 31.12.2010 N 37,
ответчика - Выприкова С.А., распоряжение от 12.01.2011 N 4,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Мастер", х. Трехложинский Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2010 (судья Харченко И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Бирченко А.Н., Камерилова В.А.)
по делу N А12-7344/2010
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград, к муниципальному унитарному предприятию "Мастер" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения, с участием третьего лица: Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию "Мастер" (далее - МУП "Мастер", Предприятие, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения с МУП "Мастер" в части цены договора, и просило пункт 1.2 договора изложить в следующей редакции: "Цена настоящего договора на 2010 год составляет 267,5681034 тыс. руб. с НДС по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010, исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе МУП "Мастер" просит отменить названные решение и постановление судов и в иске Обществу отказать, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, он является исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению населению и иную деятельность не осуществляет, в связи с чем должен быть приравнен к категории "население" и к нему должен применяться тариф, установленный для населения. Доводы Предприятия подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, с целью заключения договора энергоснабжения ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) направило МУП "Мастер" (Покупатель) проект договора энергоснабжения от 20.11.2009 N 8040843/10, согласно пункту 1.2 которого ориентировочная цена договора на 2010 год в момент его заключения составляет 265,43 тыс. руб. с налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Ответчик, не согласившись с ценой договора, направил истцу протокол разногласий от 24.12.2009, в котором со ссылкой на постановление Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 09.12.2009 N 36/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население" по Волгоградской области", предложил изложить спорный пункт в следующей редакции: "Ориентировочная цена настоящего договора на 2010 год в момент его заключения составляет 114,5 тыс. руб. с НДС по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов".
Протокол разногласий истцом был подписан с протоколом согласования разногласий от 30.12.2009, в котором Общество предложило изложить пункт 1.2 договора в его редакции. Протокол согласования разногласий ответчиком был оставлен без рассмотрения, что послужило основанием для обращения ОАО "Волгоградэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике").
Согласно пунктам 1, 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.7 Положения об Управлении по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 26.09.2008 N 1308 Управление устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, на территории Волгоградской области.
Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 24.12.2009 N 42/1 установлен тариф на 2010 год на электрическую энергию для прочих потребителей в размере 3,28627 руб./кВтч.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктов 91, 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, сделали вывод о том, что к потребителям, приравненным по оплате к категории "население", отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению. Водоснабжающее предприятие, использующие электрическую энергию для подачи воды, каковым является ответчик, не относится к указанной категории потребителей (покупателей). По регулируемым ценам (тарифам) оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителем коммунальных услуг с целью оказания гражданам-потребителям услуг по электроснабжению.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что к указанному договору при определении цены следует применять тариф "прочие" в размере 3,28627 руб./кВтч и пункт 1.2 договора подлежит включению в договор в редакции истца, изложенной в уточнении к иску.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по делу N А12-7344/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 24.12.2009 N 42/1 установлен тариф на 2010 год на электрическую энергию для прочих потребителей в размере 3,28627 руб./кВтч.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормы статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктов 91, 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, сделали вывод о том, что к потребителям, приравненным по оплате к категории "население", отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению. Водоснабжающее предприятие, использующие электрическую энергию для подачи воды, каковым является ответчик, не относится к указанной категории потребителей (покупателей). По регулируемым ценам (тарифам) оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителем коммунальных услуг с целью оказания гражданам-потребителям услуг по электроснабжению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф06-1710/11 по делу N А12-7344/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1710/11