Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2011 г. N Ф06-2154/11
г. Казань
03 мая 2011 г. |
Дело N А12-17787/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Афанасьева И.Н.,
при участии представителей:
истца - Паненко А.В., доверенность от 30.03.2011,
ответчика - Лядской Л.В., доверенность от 30.12.2008 N 1515/08,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2010 (судья Ламтюгин И.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Агибалова Г.И., Клочкова Н.А.)
по делу N А12-17787/2010
по иску открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания", г. Волгоград (ИНН: 2308025192, ОГРН: 1022301172112) к открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы", филиал в Волгоградской области, (ИНН: 7740000076) о взыскании 764 640 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Южная телекоммуникационная компания" (далее - истец, ОАО "ЮТК") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы", филиал ОАО "МТС" в Волгоградской области (далее - ответчик, ОАО "МТС") о взыскании долга в размере 764 640 руб., в связи с неоплатой оказанных услуг по обслуживанию точки присоединения за период с 01.03.2008 по 31.05.2010 по договору от 01.06.2007 N 34-14/139.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, которым взыскать с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала ОАО "МТС" в Волгоградской области в пользу ОАО "ЮТК" долг в сумме 764 640 руб. и государственную пошлину за рассмотрение дела.
До начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представителем истца заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, поскольку ОАО "ЮТК" реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком").
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая, что ОАО "ЮТК" реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Ростелеком", что подтверждается представленными выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствами о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, судебная коллегия считает, что ходатайство ОАО "Ростелеком" о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "ЮТК" и ЗАО "Волгоград Мобайл", правопреемником которого является ОАО "Мобильные ТелеСистемы", филиал ОАО "МТС" в Волгоградской области, (оператор) был заключен договор от 01.06.2007 N 34-14/139 о присоединении сетей электросвязи, по условиям которого ОАО "ЮТК" оказывает, а оператор оплачивает на условиях настоящего договора услугу присоединения сети электросвязи оператора к сети электросвязи ОАО "ЮТК" на местном и зоновом уровнях присоединения.
При этом для целей данного договора услуга присоединения определена как деятельность ОАО "ЮТК", направленная на удовлетворение потребности оператора в организации взаимодействия сетей электросвязи, при которой становится возможными установление и передача информации от сети ОАО "ЮТК" на сеть оператора в режиме одностороннего ОКС N 7, это означает, что пропуск трафика осуществляется от ОАО "ЮТК" на сеть МТС и ответчик непосредственно не получает услуги пропуска своего трафика на сеть истца.
Пункты 3, 4 приложения N 2 к договору от 01.06.2007 N 34-14/139 устанавливают порядок и размер оплаты услуги по обслуживанию точки присоединения на местном уровне присоединения - ежемесячный платеж в сумме 6000 рублей (без НДС) за точку присоединения, обеспечивающую возможность установления 30 телефонных соединений (ИКМ) в цифровом канале, а также условия и размер оплаты услуги по обслуживанию точки присоединения на зоновом уровне присоединения - ежемесячный платеж за точку присоединения, обеспечивающую возможность установления 30 телефонных соединений (ИКМ) в цифровом канале в сумме 6000 рублей (без НДС).
В силу пункта 4.5. приложения N 2 оплата ответчиком услуги "обслуживание точки присоединения" должна производиться ежемесячно.
По мнению истца, ответчик в нарушение условий договора оплату услуги "обслуживание точки присоединения" за период с 01.03.2008 по 31.05.2010 своевременно не производил, и его долг за указанный период составил 764 640 руб.
Истец 06.07.2010 направил ответчику претензию.
В ответе на претензию ответчик сообщил, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 776 услуга по обслуживанию точки присоединения с 01.03.2008 не является платной.
Отказ ответчика от оплаты задолженности послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами установлено, что истец является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливает, что к договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию.
Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на которые подлежат государственному регулированию, а также порядок их регулирования установлен постановлением Правительством Российской Федерации от 19.10.2005 N 627.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 776 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627. С 01.03.2008 изменен порядок ценообразования, а именно: деление цены услуги присоединения на две составляющие (цена организации точки присоединения и цена обслуживания точки присоединения) отменено, установлена плата только за организацию точки присоединения.
Вторая составляющая по обслуживанию точки присоединения вышеуказанным постановлением была перенесена и включена в стоимость услуги завершения вызова на сеть оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что цена за услугу присоединения на момент заключения договор от 01.06.2007 N 34-14/139 включала цену организации точки присоединения и цену обслуживания точки присоединения вне зависимости от вида трафика - двухстороннего или одностороннего.
Истец имеет право изменять стоимость услуг по договору от 01.06.2007 N 34-14/139 в пределах, установленных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, регулирующим стоимость услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, предельных цен, с уведомлением оператора не менее чем за 10 дней до даты введения в действие новых цен.
Согласно пункту 4.10 приложения N 2 к договору от 01.06.2007 N 34-14/139 изменения стоимости услуг оформляются письменным уведомлением, подписанным уполномоченным представителем истца, и являются неотъемлемой частью настоящего договора. Копии уведомлений направляются по факсу с подтверждением доставки, оригиналы направляются заказным письмом с уведомлением о доставке либо нарочным.
Сторонами не предусмотрено заключение дополнительных соглашений при изменении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, стоимость которых регулируются федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Установление новых цен на услуги присоединения ставится в зависимость от изменения предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика федеральным органом исполнительной власти РФ и вводится в действие с даты установления ОАО "ЮТК" новых условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика
Приказом от 15.02.2008 N 0049-П "Об изменении тарифов на услуги связи, оказываемые ЮТК", изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 776, с 01.03.2008 исключена из тарифов ОАО "ЮТК" услуга обслуживания точки присоединения.
С момента вступления в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 776, то есть с 01.03.2008, присоединяющая сторона (истец) не вправе в рамках договора от 01.06.2007 N 34-14/139 взимать плату с присоединяющегося оператора (ответчика) за обслуживание точки присоединения, в силу этого тарифы на услуги в рамках договора N 34-14/139 изменяются со дня принятия ОАО "ЮТК" соответствующего приказа.
Исходя из публичного характера договора от 01.06.2007 N 34-14/139, условие о введении нового порядка ценообразования является одинаковым для всех контрагентов истца, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, и распространяется на них с одной даты - с 01.03.2008.
Более того, как следует из отзыва ответчика на кассационную жалобу, а также из материалов дела, счета-фактуры, акты выполненных работ за услугу "обслуживание точки присоединения" за период с 01.03.2008 по 1.03.2010 истцом были направлены ответчику единовременно письмом от 22.03.2010 N Ф03.03.04/06.1-001266, ранее указанные документы к оплате ответчику истцом не представлялись.
В результате анализа материалов дела, характера заявленных требований судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Руководствуясь статьями 48, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания" на открытое акционерное общество "Ростелеком".
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А12-17787/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
...
Приказом от 15.02.2008 N 0049-П "Об изменении тарифов на услуги связи, оказываемые ЮТК", изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 776, с 01.03.2008 исключена из тарифов ... услуга обслуживания точки присоединения.
С момента вступления в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 776, то есть с 01.03.2008, присоединяющая сторона (истец) не вправе в рамках договора от 01.06.2007 N 34-14/139 взимать плату с присоединяющегося оператора (ответчика) за обслуживание точки присоединения, в силу этого тарифы на услуги в рамках договора N 34-14/139 изменяются со дня принятия ... соответствующего приказа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2011 г. N Ф06-2154/11 по делу N А12-17787/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2154/11