Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2766/11
г. Казань
04 мая 2011 г. |
Дело N А65-23097/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шарафутдиновой А.А., доверенность от 14.01.2011 N 14/11,
ответчика - Галеева М.Н., доверенность от 16.03.2011 б/н,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ИнвестАРТ Менеджмент", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2010 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-23097/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ИнвестАРТ Менеджмент" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань Республики Татарстан, о признании незаконным постановления от 15.09.2010 N 11-10-314/пн о наложении на ЗАО "Управляющая компания "ИнвестАРТ Менеджмент" штрафа в размере 700 000 руб. и его отмене, с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Панибратова М.В., г. Казань Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "ИнвестАРТ Менеджмент" (далее - заявитель, ЗАО "УК "ИнвестАРТ Менеджмент", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - ответчик, административный орган, РО ФСФР России в ВКР) о признании незаконным постановления N 11-10-314/пн о наложении на ЗАО "УК "ИнвестАРТ Менеджмент" штрафа в размере 700 000 руб. и его отмене.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель считает, что Обществом были предприняты все зависящие от него необходимые действия по размещению в указанные законодательством сроки информации о расчете собственных средств, а наложение административного наказания не соответствующего тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности, носит неоправданно карательный характер.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Общества и РО ФСФР России в ВКР, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, РО ФСФР России в ВКР проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о раскрытии в сети Интернет информации о расчете собственных средств, в ходе которой установлено, что заявителем в нарушение положений пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Порядка и сроков раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет, утвержденного Приказом ФСФР России от 11.02.2010 N 10-7/пз-н, не обеспечено раскрытие на странице в сети Интернет по адресу http://uk-iart.ru/ информации о расчете собственных средств по состоянию на 30.06.2010 (указанная информация по состояния на 09.08.2010 отсутствует).
15 сентября 2010 г. по результатам проверки административным органом вынесено постановление N 11-10-314/пн о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений пунктов 1.1, 1.3., 1.4. Порядка и сроков раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, информации о расчете собственных средств в сети Интернет, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 11.02.2010 N 10-7/пз-н (далее - Порядок раскрытия информации), части 2 статьи 15.19, статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Вместе с тем, исходя из оценки обстоятельств дела, суды правомерно указали на отсутствие оснований для применения норм о малозначительности.
Суд кассационной инстанции данные выводы считает обоснованными по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам, а равно раскрытие информации не в полном объеме.
В силу пункта 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмиттерами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В статье 30 указанного закона под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н утверждено Положение о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар (далее - Положение о порядке расчета).
Положение о порядке расчета определяет порядок расчета собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4 Порядка раскрытия информации о расчете собственных средств профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - Участники рынка) осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца.
Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
Несоблюдение вышеуказанных требований является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что Общество не обеспечило раскрытие на странице в сети Интернет по адресу http://uk-iart.ru/ информации о расчете собственных средств по состоянию на 30.06.2010 и обоснованно привлечено административным органом к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ за нарушение пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Порядка и сроков раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет, утвержденного Приказом ФСФР России от 11.02.2010 N 10-7/пз-н.
При таких обстоятельствах суды сделали выводы о том, что Общество не выполнило обязанность по раскрытию информации, подлежащей обязательному раскрытию на рынке ценных бумаг в сроки, установленные действующим законодательством; у него имелась возможность для соблюдения указанных правил и норм, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные выводы соответствуют материалам дела.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения также подлежат отклонению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
Вместе с тем, нераскрытая своевременно информация на рынке ценных бумаг касается неопределенного круга лиц, и последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить в будущем.
Доводам Общества о том, что причиной отсутствия информации на сайте явилось наличие вируса, блокировавшего работу сайта, дана надлежащая правовая оценка.
Общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В этой связи довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения правомерно был отклонен судами предыдущих инстанций.
Судебная коллегия выводы судебных инстанций находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями.
Доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А65-23097/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2766/11 по делу N А65-23097/2010