Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-1931/11
г. Казань
04 мая 2011 г. |
Дело N А57-12197/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2010 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи Бирченко А.Н., Камерилова В.А.)
по делу N А57-12197/2010
по иску муниципального унитарного предприятия бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", г. Саратов (ИНН: 6452019103, ОГРН: 1026402656500) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН: 6450530344, ОГРН: 1026402205246), с участием третьего лица: муниципального учреждения ""Дирекция единого заказчика по Волжскому району г. Саратова", г. Саратов, о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 39 937 руб. 97 коп. за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города" (далее - истец, МУП "Спецавтохозяйство по уборке города") обратилось к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет) о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 39 937 руб. 97 коп. за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011, исковые требования удовлетворены. В порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" взыскана задолженность муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Волжскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Волжскому району") за оказанные услуги по договору от 01.01.2008 N 675 в размере 38401 руб. 93 коп., расходы по уплате госпошлины по делу N А57-2563/09 в сумме 1536 руб. 04 коп., а также расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2009 по делу N А57 - 2563/2009 с МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" в пользу МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" взыскана задолженность за оказанные услуги по договору от 01.01.2008 N 675 в сумме 38 401 руб. 93 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 536 руб. 04 коп.
На основании данного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист от 04.06.2009 АС N 000450271.
Исполнительное производство, возбужденное по исполнительному листу от 23.03.2010 АС N 000450271, было окончено судебным приставом-исполнителем 30.04.2010 в связи с невозможностью исполнения из-за отсутствия денежных средств и имущества должника, на которое возможно обращение взыскания.
Исполнительный лист от 23.03.2010 АС N 000450271 возвращен взыскателю.
Указанный исполнительный лист был предъявлен взыскателем на исполнение в Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", который возвратил его без исполнения на том основании, что у должника отсутствует открытый лицевой счет в данном учреждении.
Неисполнение должником - МУ "ДЕЗ по Волжскому району" требования, содержащегося в исполнительном листе от 04.06.2009 АС N 000450271, выданном по решению Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2009 по делу N А57-2563/2009, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.10 устава МУ "ДЕЗ по Волжскому району" собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование "Город Саратов", которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Волжскому району" при недостаточности денежных средств у последнего.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Из материалов дела следует, что в ходе исполнительного производства установлен факт отсутствия денежных средств у должника - МУ "ДЕЗ по Волжскому району".
МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" не предприняло всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств по погашению задолженности, а собственник имущества не обеспечил такое исполнение путем надлежащего финансирования учреждения.
Учитывая, что основной должник не имеет достаточных денежных средств для погашения долга, суды правильно применили нормы гражданского законодательства о субсидиарной ответственности муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с частью 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.
Представителем казны муниципального образования "Город Саратов" является Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Как следует из Положения о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение), утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В силу пункта 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.43 Положения Комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.44 Положения Комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" не предоставлено доказательств, подтверждающих выделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" по исполнительному листу от 04.06.2009 АС N 000450271, администрации Волжскому района муниципального образования "Город Саратов", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", либо иному органу или учреждению.
Судебная коллегия находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о взыскании суммы задолженности в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.11.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А57-12197/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Как следует из Положения о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение), утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В силу пункта 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.43 Положения Комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.44 Положения Комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-1931/11 по делу N А57-12197/2010
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1931/11