Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2011 г. N Ф06-2503/11
г. Казань
06 мая 2011 г. |
Дело N А65-16908/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Заикина Д.В. (доверенность от 17.06.2010 N 3253),
ответчика - Окишева А.П. (доверенность от 18.03.2010 N 96),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТАИФ-НК", г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2010 (судья Горинов А.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Демина Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А65-16908/2010
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" на Северо-Кавказской железной дороге, г. Тихорецк, к открытому акционерному обществу "ТАИФ-НК", г. Нижнекамск (ИНН: 1651025328, ОГРН: 1031619009322), о взыскании 58 022 руб. 74 коп., с участием в деле третьего лица - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Ростов-на-Дону,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" в лице структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" на Северо-Кавказской железной дороге (далее - ФГП ""Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "ТАИФ-НК" (далее - ОАО "ТАИФ-НК, общество, ответчик) о взыскании 58 022 руб. 74 коп. за сверхнормативную охрану вагонов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "ТАИФ-НК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае отсутствуют услуги по сверхнормативной охране.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 21.04.2011 был объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 28.04.2011.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между обществом (заказчик) и предприятием (охрана) был заключен договор от 24.11.2008 N 9/НОР-5/3см на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом (далее - договор), по условиям которого охрана обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 3.2.6 договора предусмотрена обязанность заказчика производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 договора.
Согласно пункту 4.5.1 договора при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченных лиц заказчика), с заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану. Сборы взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, установленного охраной и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер, независимо от количества их в отправке. При сверхнормативной охране груза, осуществляемой менее суток, сбор за охрану взимается исходя из почасовой ставки, устанавливаемой на основе суточной ставки, считая неполный час за полный.
В соответствии с пунктом 1.8 договора уполномоченными лицами заказчика являются грузоотправитель и грузополучатель.
Согласно пункту 4.5.3 договора время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании Акта общей формы, составленного в соответствие с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом), который подписывается перевозчиком и охраной.
Судами установлено, что ответчиком 30.01.2010 со станции Биклянь Куйбышевской железной дороги в адрес открытого акционерного общества "ИПП", станция назначения Новороссийск, были отгружены цистерны с дизельным топливом, о чем была оформлена дорожная ведомость N ЭЕ 666723.
Состав поезда N 2424 с указанными цистернами 07.02.2010 в 01 час. 33 мин. был задержан в пути следования по станции Кавказская Краснодарского края согласно приказу управления Северо-Кавказской железной дороги от 07.02.2010 N 152 в связи с невыполнением грузополучателем технологических норм выгрузки, о чем был составлен акт общей формы от 07.02.2010 N 10.
Состав с грузом находился на станции Кавказская под охраной истца до 08.02.2010, после чего на основании приказа управления Северо-Кавказской железной дороги от 08.02.2010 N 164 в 01 час. 10 мин. 08.02.2010 поезд с грузом ответчика был поднят и отправлен на станцию назначения, о чем также был составлен акт общей формы от 08.02.2010 N 11.
С учетом изложенного сверхнормативное время простоя цистерн с грузом ответчика составило с 01 час. 33 мин. 07.02.2010 до 01.10 мин. 08.02.2010, т.е. 23 час. 37 мин.
Наличие оказания услуг по сверхнормативной охране цистерн с грузом и отказ ответчика оплатить оказанные услуги послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Одностороннее изменение условий обязательства, как и односторонний отказ от его исполнения, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с пунктом 58 указанного Перечня перевозка дизельного топлива должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузополучателя, удостоверяются Актами общей формы, при этом согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 38 расходы, связанные с задержкой и проверкой груза в вагоне, в том числе по простою вагонов и охране, возмещаются грузополучателем на основании Акта общей формы.
Приказом ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" от 25.09.2008 N К-10/333 введены в действие утвержденные Федеральным агентством железнодорожного транспорта ставки сбора за охрану вагонов с грузами при их задержке на железнодорожной станции назначения по вине грузополучателя. Данная ставка при перевозке бензина и дизельного топлива составляет 2587 руб. 99 коп. за каждые вагоно-сутки, соответственно за каждый вагоно-час - 107 руб. 83 коп. без учета налога на добавленную стоимость.
Произведенный истцом расчет суммы сборов за сверхнормативную охрану вагона проверен судами и признан правильным.
Исследовав представленные в дело документы, и дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о доказанности факта оказания истцом услуг ответчику по сверхнормативной охране вагонов.
Ссылка заявителя жалобы на то, что срок доставки груза истекал 09.02.2010, поэтому сверхнормативной охраны не было, обоснованно отклонены судами предыдущих инстанций.
Исходя из условий договора (пункт 1.10), сверхнормативная охрана - дополнительная охрана вагонов (контейнеров) с грузами при их задержке в пути следования, на железнодорожных путях (местах) общего пользования станций отправления, назначения, пограничных передаточных и припортовых станций в рамках договора по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченного лица заказчика).
Поскольку стороны договора согласовали вопрос о том, что будет являться сверхнормативной доставкой, для иной квалификации данного условия договора оснований не имеется.
Судебная коллегия считает также необоснованными доводы ответчика о несоответствии данного условия договора антимонопольному законодательству. В чем заключается такое несоответствие ответчик не обосновал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А65-16908/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с пунктом 58 указанного Перечня перевозка дизельного топлива должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
...
В соответствии с пунктом 26 Правил N 38 расходы, связанные с задержкой и проверкой груза в вагоне, в том числе по простою вагонов и охране, возмещаются грузополучателем на основании Акта общей формы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2011 г. N Ф06-2503/11 по делу N А65-16908/2010