Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2011 г. N Ф06-2606/11
г. Казань
06 мая 2011 г. |
Дело N А12-13862/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.09.2010 (судья Даншина Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 0.02.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Гребенников А.И., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-13862/2009
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, к открытому акционерному обществу "Волгоградтоппром", г. Волгоград, о внесении изменений в договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.09.2010 требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области, истец) с иском к открытому акционерному обществу "Волгоградтоппром" (далее - ОАО "Волгоградтоппром", ответчик) об обязании внести изменения в договор аренды от 01.01.2005 N 48 путем заключения дополнительного соглашения N 3 на условиях истца удовлетворены частично. Вводная часть и пункты 2.1., 2.3., 2.4., 6, 7, 8 указанного договора утверждены в новой редакции, пункт 5 исключен из дополнительного соглашения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 решение в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области просит отменить решение суда в части относительно установления величины годовой арендной платы.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом Суровикинского района Волгоградской области (арендодатель) и ОАО "Волгоградтоппром" (арендатор) 01 января 2005 года заключен договор аренды земельного участка N 48.
В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 10 959 кв. м, расположенный по адресу: г. Суровикино, ул. Магистральная, д. 37, в целях эксплуатации зданий.
Между сторонами по договору аренды от 01.01.2005 N 48 11 января 2007 года заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому изменена в том числе и вводная часть договора. В связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в качестве арендодателя выступает ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Между сторонами 21 марта 2008 года и 02 сентября 2009 года заключены дополнительные соглашения об установлении срока договора аренды от 01.01.2005 N 48.
ТУ Росимущества в Волгоградской области 08 апреля 2009 года в адрес ответчика направило дополнительное соглашение N 3 к указанному договору об изменении в том числе размера арендной платы за год, увеличив ее до 529 500 руб. Ответчик отказался подписать указанное соглашение, не согласившись с рыночной обоснованной величиной арендной платы.
ТУ Росимущества в Волгоградской области обратилось в суд с заявлением об обязании внести изменения в договор аренды от 01.01.2005 N 48 путем заключения дополнительного соглашения N 3 на условиях предложенных истцом.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исходя из пункта 1 статьи 422, абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определяется в соответствии с требованиями закона.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, устанавливается уполномоченными на то органами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 2 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждено материалами дела.
Порядок определения размера арендной платы при сдаче данного земельного участка в аренду должен устанавливаться Российской Федерацией. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительством Российской Федерации не определены.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаются достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Величина арендной платы на основании представленного истцом заключения оценщика является рыночной и носит рекомендательный характер.
На основании пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что, согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Каждой из сторон по делу представлены взаимоисключающие доказательства о размере арендной платы.
В результате проведения Волгоградской торгово-промышленной палатой назначенной судом экспертизы составлено заключение от 19.08.2010 N 5.
Согласно указанному заключению, рыночная обоснованная величина годовой арендной платы спорного земельного участка на момент рассмотрения спора составляет 179 900 руб.
ОАО "Волгоградтоппром" не опровергнуты выводы эксперта
Заключение от 19.08.2010 N 5 оценено в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Экспертное исследование проведено в соответствии с методикой определения арендной платы, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решение об утверждении годовой арендной платы в размере 179 900 руб. принято судом на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного их исследования.
Выводы суда первой инстанции подтверждены коллегией апелляционной инстанции.
Нормы материального права применены в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, представленными сторонами доказательствами.
Судом кассационной инстанции не установлены нарушения норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А12-13862/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что, согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
Экспертное исследование проведено в соответствии с методикой определения арендной платы, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2011 г. N Ф06-2606/11 по делу N А12-13862/2009
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9566/11
11.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9566/11
06.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2606/11
01.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-13862/2009