Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2456/11
г. Казань
04 мая 2011 г. |
Дело N А55-32266/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Никитиной О.В., (доверенность от 30.03.2011 N 2681),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Юнона", Главы городского округа Самары, администрации городского округа Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Сёмушкин В.С.)
по делу N А55-32266/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (ИНН 6311012419; ОГРН 1026300520355) к обществу с ограниченной ответственностью "Юнона" (ИНН 6316039189; ОГРН 1026301177726), администрации городского округа Самара, Главе городского округа Самара, о признании недействительным постановления исполняющего обязанности Главы городского округа Самара от 26.09.2008 N 801, при участии третьего лица: муниципальное предприятие "Спецремстройзеленхоз".
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления исполняющего обязанности Главы городского округа Самара от 26.09.2008 N 801.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2010 названные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным постановление исполняющего обязанности Главы городского округа Самара от 26.09.2008 N 801 "О разрешении обществу с ограниченной ответственностью "Юнона" сноса зеленых насаждений". На Главу городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области". С Главы городского округа Самара в пользу ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" взысканы расходы по госпошлине в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, общество с ограниченной ответственностью "Юнона" (далее - ООО "Юнона"), администрация городского округа Самары, Глава городского округа Самара обратились в суд кассационной инстанции с жалобами, в которых просят состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления предприятия отказать.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, выслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, постановлением исполняющего обязанности главы городского округа Самара от 26.09.2008 N 801 ООО "Юнона" разрешен снос зеленых насаждений по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 21.
Основанием для издания указанного постановления послужил акт, составленный 01.06.2007 сотрудниками муниципального предприятия города Самары "Спецремстройзеленхоз". Согласно данному акту при производстве работ по благоустройству территории под снос попадают 44 дерева. 08.05.2009 работниками ООО "Юнона", не смотря на возражения представителей ОАО ""Автовокзалы и Автостанции Самарской области", деревья были вырублены.
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" считает постановление исполняющего обязанности главы городского округа Самара от 26.09.2008 N 801 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, указывая, что снос зеленых насаждений, предназначенных для уменьшения воздействия вредных факторов на окружающую природную среду, приведет к превышению лимитов и, следовательно, к повышению платы за загрязнение окружающей природной среды для заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих требований ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" указало, что в 1980 году на территории, прилегающей к автовокзалу "Центральный", расположенной по адресу: г. Самара, ул. Авроры, 207, были высажены деревья разных сортов государственным предприятием "Куйбышевское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций", которое впоследствии в результате реорганизации и изменения стало ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области". Деревья были оценены и поставлены на баланс этой организации, являются основными средствами предприятия и его собственностью.
Согласно представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 22.09.2008 серии 63 АГ N 050266 в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя находится земельный участок площадью 44 611 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Авроры, 207.
Право бессрочного пользования указанным земельным участком признано за заявителем вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1620/02-19 от 12.04.2002 (том 4 л.д.2) и по делу N А55-2015/03-12 от 28.04.2003 (том 4. л.д.3-4).
04.04.2005 администрацией Октябрьского района города Самары за ООО "Юнона" по договору N 80/1 закреплена для благоустройства и содержания территория, прилегающая к торговому центру "Элвес", расположенному по адресу: г. Самара, Московское шоссе, 21, площадью 9 150 кв.м.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что часть территории, отданной под санитарное содержание ООО "Юнона" со стороны ул. Авроры, накладывается на земельный участок заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно применили статью 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статью 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Пунктом 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлена специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 автобусные и троллейбусные вокзалы относятся к предприятиям III класса опасности, для которых размер санитарно-защитной зоны должен составлять 300 метров.
Пунктом 10 постановления главы городского округа Самара от 11.04.1996 N 414 предусмотрено, что все владельцы зеленых насаждений обязаны иметь паспорта на каждый зеленый объект и вносить ежегодно по состоянию на 1 января в паспорта все текущие изменения, происшедшие в зеленых насаждениях (посадка и убыль деревьев, кустарников, газонов, цветников).
Заявителем в материалы дела представлены паспорта на 32 дерева, находящиеся на пересечении Московского шоссе и ул. Авроры, в которые в соответствии с действующим на то время законодательством вносились произошедшие изменения. Ответчики и третье лицо таких паспортов не представили.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Главой городского округа Самара и администрацией городского округа Самара не представлены доказательства того, что необходимость сноса деревьев диктовалась обстоятельствами чрезвычайного (сухость деревьев, угроза их падения, и так далее) или технологического (изменение режима использования данного земельного участка, строительство или ремонт инженерных коммуникаций; изменение или расширение существующих автодорог, пешеходных дорожек и так далее) характера. Обжалуемое постановление исполняющего обязанности главы городского округа Самара от 26.09.2008 N 801 не содержит также мотивировки необходимости сноса деревьев, которые находятся в санитарно-защитной зоне предприятия и являются защитным барьером, обеспечивающим нормативно установленный уровень безопасности населения при эксплуатации объекта.
В кассационных жалобах Главой городского округа Самара и администрацией городского округа Самара, а также ООО "Юнона" оспаривается оценка, данная в решении Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010 и постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011, доводам, заявленным сторонами, и приведенным ими доказательствам.
Указанные доводы рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Доводы, указанные в кассационных жалобах, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
ООО "Юнона" при подаче кассационной жалобы 17.02.2011 платежным поручением N 21 уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Согласно пункту 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2 000 рублей для юридических лиц), то есть в размере 1 000 рублей для юридических лиц.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым вернуть ООО "Юнона" из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 17.02.2011 N 21 государственной пошлины в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А55-32266/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Юнона" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины платежным поручением от 17.02.2011 N 21 в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 постановления главы городского округа Самара от 11.04.1996 N 414 предусмотрено, что все владельцы зеленых насаждений обязаны иметь паспорта на каждый зеленый объект и вносить ежегодно по состоянию на 1 января в паспорта все текущие изменения, происшедшие в зеленых насаждениях (посадка и убыль деревьев, кустарников, газонов, цветников).
...
В кассационных жалобах Главой городского округа Самара и администрацией городского округа Самара, а также ООО "Юнона" оспаривается оценка, данная в решении Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010 и постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011, доводам, заявленным сторонами, и приведенным ими доказательствам.
...
Согласно пункту 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты по заявлениям о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2 000 рублей для юридических лиц), то есть в размере 1 000 рублей для юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-2456/11 по делу N А55-32266/2009
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10426/11
04.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2456/11
26.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11984/2010
15.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-32266/2009