Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-3030/11
г. Казань
04 мая 2011 г. |
Дело N А65-15518/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
Татарстанской республиканской организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" - Гаврилова А.М., доверенность от 01.03.2010 б/н,
Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Савельева С.С., доверенность от 29.09.2010 N 17591,
Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Селиванова В.В., доверенность от 01.11.2010 N 4497,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010 (судья Якупова Л.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Юдкин А.А., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-15518/2010
по заявлению Татарстанской Республиканской организации общественной организации - Всероссийское общество автомобилистов, г. Казань, ИНН: 1654006323, ОГРН: 1021600001510, к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань, ИНН: 1655065554, ОГРН: 1051622218559, Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань, ИНН: 1655065674, ОГРН: 1061655000582, о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Татарстанская республиканская организация общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - заявитель, ТРООО ВОА, организация) обратилась в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет, Исполком), Комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, Комитет), с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011, заявленные требования в отношении Исполнительного комитета удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011, Комитет земельных и имущественных отношений обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования суды пришли к выводу, что заявитель имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, поскольку на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано Обществом в установленном законом порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суды указали, что полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность лежат на Исполнительном комитете муниципального образования города Казани, а полномочия по заключению соответствующих договоров - на Комитете земельных и имущественных отношений Исполкома.
Так же суды пришли к выводу, о том, что заинтересованное лицо - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (его правопредшественник) исходил из того, что для использования объектов недвижимости (караульное помещение и автомастерская), являющихся составной частью комплекса автостоянки, необходим земельный участок именно фактически используемой площадью 1,031 га.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Признавая действия исполкома незаконными, суды не установили, в чем конкретно выражается нарушение прав и законных интересов организации, владеющей на праве собственности спорным имуществом и заявляющей о своем праве на исключительную приватизацию земельного участка, как под зданиями, так и под земельным участком в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, в том числе доводам, изложенным в кассационной жалобе и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор по существу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по делу N А65-15518/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Признавая действия исполкома незаконными, суды не установили, в чем конкретно выражается нарушение прав и законных интересов организации, владеющей на праве собственности спорным имуществом и заявляющей о своем праве на исключительную приватизацию земельного участка, как под зданиями, так и под земельным участком в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, в том числе доводам, изложенным в кассационной жалобе и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор по существу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2011 г. N Ф06-3030/11 по делу N А65-15518/2010