Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3057/11
г. Казань
05 мая 2011 г. |
Дело N А12-16714/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Бурлуцкого А.В., доверенность от 11.01.2011 N 1,
ответчика - (открытого акционерного общества "Компромсервис-С") Хорсева И.М., доверенность от 22.01.2011,
в отсутствие:
второго ответчика - извещен, не явился,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Компромсервис-С", р.п. Светлый Яр,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011
по делу N А12-16714/2010
по исковому заявлению администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области к открытому акционерному обществу "Компромсервис-С", Светлоярскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, с участием заинтересованного лица - Светлоярской районной Думы Волгоградской области, о признании незаконными действий, признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее - истец, администрация Светлоярского муниципального района) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Компромсервис-С" (далее - ОАО "Компромсервис-С"), Светлоярскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Светлоярский отдел Управления Росреестра по Волгоградской области), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит:
- признать незаконными действия Светлоярского отдела Управления Росреестра поВолгоградской области по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей регистрации права собственности за ОАО "Компромсервис-С" от 27.11.2007 N 34-34-19/028/2007-55 на здание блока РММ с пристройкой, N 34-34-19/026/2007-461 на здание блока основанных сооружений, N 34-3419/026/2007-476 на здание объекта "Микрофильтры", N 34-34-19/028/2007-56 на здание проходной, N 34-34-19/026/2007-474 на здание теплопункта, N 34-34-19/2007-457 на здание насосной станции 1 подъема с ограждением, замощением, N 34-34-19/028/2007-58 на здание склада, N 34-34-19/028/2007-57 на здание склада, N 34-34-19/026/2007-475 на здание склада мокрого хранения коагулянта, N 34-34-19/028/2007-54 на здание хранения металла, N 3434-19/028/2007-53 на хлораторную с амонизаторной пристройкой.
- исключить в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу указанные выше записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
- признать за муниципальным образованием Светлоярский муниципальный район Волгоградской области право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: здание блока РММ с пристройкой N 34-34-19/028/2007-55, здание блока основанных сооружений N 34-34-19/026/2007-461, здание объекта "Микрофильтры" N 3434-19/026/2007-476, здание проходной N 34-34-19/028/2007-56, здание теплопункта N 3434-19/026/2007-474, здание насосной станции 1 подъема с ограждением N 34-34-19/2007457, замощением, здание склада N 34-34-19/028/2007-58, здание склада N 34-34-19/028/2007-57, здание склада мокрого хранения коагулянта N 34-34-19/026/2007-475, здание хранения металла N 34-34-19/028/2007-54, хлораторную с амонизаторной пристройкой N 34-34-19/028/2007-53.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.2010 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011, требования администрации Светлоярского муниципального района удовлетворены частично. За муниципальным образованием Светлоярский муниципальный район Волгоградской области признано право муниципальной собственности на перечисленные выше объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, пер. Виноградный, 23.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий Светлоярского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей регистрации права собственности за ОАО "Компромсервис-С" от 27.11.2007 на спорные объекты и исключении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу указанные выше записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказано.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 05.05.2011 до 13 часов 55 минут.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Администрации Волгоградской области от 20.08.2003 N 641 "О передаче в муниципальную собственность Светлоярского района Волгоградской области государственного унитарного предприятия "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский" (далее - ГУП "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский") принято решение о передаче из государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Светлоярского района Волгоградской области ГУП "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский" (т. 1, л.д. 19).
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28.11.2003 N 978-р утвержден передаточный акт, содержащий сведения о правопреемстве Администрации Светлоярского района Волгоградской области по всем обязательствам ГУП "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский" по состоянию на 01.08.2003 (т. 1, л.д. 20-26).
Постановлением администрации Светлоярского района Волгоградской области от 01.12.2003 N 1371 "О приеме в муниципальную собственность Светлоярского района имущественного комплекса - ГУП "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский", в том числе, постановлено:
- принять в муниципальную собственность Светлоярского района Волгоградской области имущественный комплекс - ГУП "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский" рыночной стоимостью на 01.08.2003 7 547 000 рублей,
- изменить наименование ГУП "Волгоградский областной комплекс водопровода "Светлоярский" на муниципальное унитарное предприятие "Комплекс водоснабжения "Светлоярский" (далее - МУП "Комплекс водоснабжения "Светлоярский") в связи с изменением вида унитарного предприятия, а также изменением его правового положения вследствие перехода права собственности на его имущество от субъекта Российской Федерации к муниципальному образованию (т. 1, л.д. 27-28).
Постановлением администрации Светлоярского района Волгоградской области от 16.12.2003 N 1450 создано муниципальное унитарное предприятие "Светлоярский комплекс водопровода" (далее - МУП "Светлоярский комплекс водопровода"), разграничены полномочия между МУП "Комплекс водоснабжения "Светлоярский" и МУП "Светлоярский комплекс водопровода" (т. 2, л.д. 143-144).
Распоряжением администрации Светлоярского района Волгоградской области от 23.03.2004 N 126-р принято решение о ликвидации МУП "Комплекс водоснабжения "Светлоярский" (т. 3, л.д. 26).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.08.2005 по делу N А12-23329/05-с58 в отношении МУП "Светлоярский комплекс водопровода" была введена процедура наблюдения, а определением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2006 по тому же делу - процедура внешнего управления (т. 1, л.д. 125-126).
Светлоярской районной Думой Волгоградской области принято решение от 14.08.2006 "О замещении активов МУП "Светлоярский комплекс водопровода" путем создания на базе имущества должника двух открытых акционерных обществ (т. 3, л.д. 27).
Решением Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 31.01.2007 N 23/122 определена стоимость активов МУП "Светлоярский комплекс водопровода", вносимых в уставной капитал акционерного общества, создаваемого на базе части имущества МУП "Светлоярский комплекс водопровода" в порядке замещения активов, в размере 21 300 000 рублей (т. 1, л.д. 84-85).
ОАО "Компромсервис-С" создано 04.06.2007, 100% учредителем которого являлось МУП "Светлоярский комплекс водопровода", 09.06.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица (т. 2, л.д. 2-5, т. 1, л.д. 127).
За ОАО "Компромсервис-С" 27.11.2007 зарегистрировано право собственности на здание блока РММ с пристройкой N 34-34-19/028/2007-55, здание блока основанных сооружений N 34-34-19/026/2007-461, здание объекта "Микрофильтры" N 3434-19/026/2007-476, здание проходной N 34-34-19/028/2007-56, здание теплопункта N 3434-19/026/2007-474, здание насосной станции 1 подъема с ограждением N 34-34-19/2007457, замощением, здание склада N 34-34-19/028/2007-58, здание склада N 34-3419/028/2007-57, здание склада мокрого хранения коагулянта N 34-34-19/026/2007-475, здание хранения металла N 34-34-19/028/2007-54, хлораторную с амонизаторной, пристройкой N 34-34-19/028/2007-53 (т. 3, л.д. 28-38).
Данные обстоятельства послужили основанием для администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области для обращения в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) определены порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно положениям пункта 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 14 Федерального закона N 178-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в сфере приватизации определяется законами и иными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в собственности Волгоградской области, и связанные с ними отношения по управлению областной собственностью регулируются Законом Волгоградской области от 09.01.2007 N 1410-ОД "О приватизации имущества, находящегося в собственности Волгоградской области".
Закон Волгоградской области от 05.05.1998 N 171-ОД "О питьевой воде и системах водоснабжения", статьей 7 которого закреплено, что системы водоснабжения: централизованные, нецентрализованные, локальные и иные, действующие на момент принятия настоящего Закона на территории Волгоградской области, приватизации не подлежат как объекты особой важности, был принят до принятия и вступления в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Согласно статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ установлен запрет на приватизацию объектов инфраструктуры жилищного фонда и объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Такие объекты подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 109 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) одной из мер по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть предусмотрены планом внешнего управления, является замещение активов должника.
В силу пункта 1 статьи 115 Закона о банкротстве замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или несколько открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставной капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.
В силу пункта 2 статьи 115 Закона о банкротстве, замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или несколько открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 94 Закона о банкротстве органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения, в частности, о замещении активов должника.
В силу статьи 132 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, относятся к системам жизнеобеспечения, так как являются социально значимыми и относятся к имуществу, изъятому из оборота, которое не включается в конкурсную массу. При определенных условиях и в особом порядке с согласия собственника социально значимые объекты могут быть проданы на торгах. Не проданные объекты подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
Суд, частично удовлетворяя заявленные требования, своё решение мотивировал тем, что собственником имущества МУП "Светлоярский комплекс водопровода" являлся Светлоярский район Волгоградской области.
Принятое Светлоярской районной Думой Волгоградской области решение от 16.08.2006 N 16/87 о замещении активов МУП "Светлоярский комплекс водопровода" не может подменять собой решение собственника имущества МУП "Светлоярский комплекс водопровода".
Светлоярская районная Дума Волгоградской области как представительный орган полномочия собственника не осуществляет и такими полномочиями не наделена.
Доказательств принятия собственником имущества должника Светлоярским районом Волгоградской области решения о замещении активов должника не имеется, такое решение в материалы дела не представлено, создание ОАО "Компромсервис-С" с уставным капиталом 21 300 000 рублей за счет внесения в него в качестве вклада имущества МУП "Светлоярский комплекс водопровода" противоречит закону о банкротстве.
Кроме того, решение от 14.08.2006 Светлоярской районной Думой Волгоградской области о создании на базе имущества должника двух открытых акционерных обществ не исполнено.
Вышеизложенное свидетельствует о порочности права собственности у образованного ОАО "Компромисс-С" за счет замещения активов МУП "Светлоярский комплекс водопровода" и передачи объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, с нарушением статьи 132 Закона о банкротстве.
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным частичное удовлетворение заявленных требований. Заявлены требования, оспаривающие порочность основания возникновения вещного права у ответчика, которое в качестве вклада в уставный капитал получило имущество МУП социально значимое и ограниченное в обороте, при этом предприятие находилось в процедуре наблюдения и собственником не принималось решение о передаче объектов коммунальной инфраструктуры.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом, в том числе и по пропуску срока.
Срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации является общим и составляет 3 года.
О нарушении прав и законных интересов собственника Светлоярскому району Волгоградской области стало известно с даты прекращения права собственности Светлоярского района Волгоградской области на спорное имущество, то есть с 27.11.2007 (т. 3, л.д. 28-38)
С настоящим заявлением истец обратился в арбитражный суд 18.08.2010, то есть до истечения срока исковой давности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.11.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по делу N А12-16714/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 132 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, относятся к системам жизнеобеспечения, так как являются социально значимыми и относятся к имуществу, изъятому из оборота, которое не включается в конкурсную массу. При определенных условиях и в особом порядке с согласия собственника социально значимые объекты могут быть проданы на торгах. Не проданные объекты подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
...
Доказательств принятия собственником имущества должника Светлоярским районом Волгоградской области решения о замещении активов должника не имеется, такое решение в материалы дела не представлено, создание ОАО "Компромсервис-С" с уставным капиталом 21 300 000 рублей за счет внесения в него в качестве вклада имущества МУП "Светлоярский комплекс водопровода" противоречит закону о банкротстве.
Кроме того, решение от 14.08.2006 Светлоярской районной Думой Волгоградской области о создании на базе имущества должника двух открытых акционерных обществ не исполнено.
Вышеизложенное свидетельствует о порочности права собственности у образованного ОАО "Компромисс-С" за счет замещения активов МУП "Светлоярский комплекс водопровода" и передачи объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, с нарушением статьи 132 Закона о банкротстве.
...
Срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации является общим и составляет 3 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 мая 2011 г. N Ф06-3057/11 по делу N А12-16714/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9990/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9990/11
30.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9990/11
29.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9990/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9990/11
05.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3057/11