Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2011 г. N Ф06-3075/11
г. Казань
11 мая 2011 г. |
Дело N А55-8136/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии:
истца - Куклычева В.В., лично, паспорт N 36 10 410380 выдан 23.03.2011 отделением УФМС России по Самарской области в Автозаводском районе
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2010 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-8136/2010
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Куклычева Владимира Васильевича, г. Тольятти Самарской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным распоряжения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2010 признано незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области) от 04.03.2010 N 96-р о предоставлении Куклычеву Владимиру Васильевичу в собственность земельного участка в части применения при расчете выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0306036:20 12-кратной ставки земельного налога.
Суд обязал ТУ Росимущества по Самарской области после вступления в законную силу решения суда в месячный срок устранить допущенные нарушения и внести изменения в распоряжение от 04.03.2010 N 96-р в части применения при расчете выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0306036:20 ставки 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастром паспорте от 12.01.2010 N 63-00-102/10-2162.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Куклычева В.В. отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, 03.09.2009 года в адрес ТУ Росимущества по Самарской области поступило заявление индивидуального предпринимателя Куклычева В.В. о выкупе земельного участка, расположенного в г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 27 "а" (от 10.09.2009 вх. N 14/872). Заявление подано по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) с приложением пакета документов, перечисленных в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", документов, подтверждающих факт отчуждения склада из государственной собственности.
Письмом от 12.10.2009 ТУ Росимущества по Самарской области заявителю было указано на необходимость устранения ряда замечаний и противоречий, содержащихся в представленных им документах.
Предпринимателем Куклычевым В.В. 25.01.2010 были представлены в ТУ Росимущества по Самарской области необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт на спорный земельный участок, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке.
На основании представленных заявителем документов на приватизацию земельного участка ТУ Росимущества по Самарской области 04.03.2010 приняло распоряжение N 96-р "О предоставлении Куклычеву В.В. в собственность земельного участка, расположенного в г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, 27 "а".
Письмом от 11.03.2010 N 14/872 ТУ Росимущества по Самарской области было сообщено предпринимателю об издании распоряжения от 04.03.2010 N96-р о предоставлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка, и направлены следующие документы: копия распоряжения о предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка от 04.03.2010 N 96-р с приложенным к нему расчетом цены выкупа земельного участка в двух экземплярах; подписанного со стороны ТУ Росимущества по Самарской области договора купли-продажи указанного выше земельного участка без указания номера и даты договора, в трех экземплярах.
Из расчета данного проекта договора купли-продажи следует, что цена выкупа участка составляет 644 492 руб. 86 коп., определенная исходя из 12-кратной ставки земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Положения пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации содержат условия, предусматривающие до 01.01.2012 продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08 для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Заявителем в подтверждение приобретения спорного здания из государственной собственности были предоставлены следующие документы:
- копия договора купли-продажи нежилого строения от 25.09.1997 между открытым акционерным обществом "Синтезкаучук" и товариществом с ограниченной ответственностью "Гамма-С";
- копия свидетельства о собственности акционерного общества открытого типа "Синтезкаучук" от 28.07.1995 N 991;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества;
- копия справки муниципального предприятия "Инвентаризатор" от 22.05.2009 N 1212.
Первоначальным собственником вышеуказанного склада было открытое акционерное общество "Синтезкаучук", созданное в результате приватизации Государственного производственного объединения "Синтезкаучук".
Согласно справке муниципального предприятия г.о. Тольятти "Инвентаризатор" от 25.09.2009 N 1212 склад (литера А, складское помещение площадью 338,7 кв. м), принадлежащий заявителю на праве собственности, и складское помещение прачечной товарно-сырьевого цеха, указанное в договоре купли-продажи от 25.09.1997, является одним и тем же объектом.
Согласно соглашению от 01.12.1997 об изменении договора "О продаже нежилого строения от 25.09.1997 между открытым акционерным обществом "Синтезкаучук" и товариществом с ограниченной ответственностью "Гамма-С" пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: продавец передает в собственность покупателю здание склада металлической тары цеха 27 площадью 338,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, 8, инвентарный номер 153. Из приложения N 1 к договору передачи имущества от 23.08.1993 N 196 в составе передаваемого имущества акционерного общества "Синтезкаучук по состоянию на 01.07.1992 следует, что в составе передаваемого имущества имелся спорный объект недвижимости под инвентарным номером 153.
В соответствии с типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.6. указанного выше положения Территориальный орган в установленном порядке заключает договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу права собственности на это имущество.
Пунктом 5.1. данного положения предусмотрено, что Территориальный орган с целью реализации полномочий вправе запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Из письма мэрии городского округа Тольятти от 12.07.2010 N 4049/5.1-1 следует, что ранее в договоре передачи имущества в собственность акционерного общества от 23.08.1993 N 196 в качестве адреса здания склада металлической тары, инвентарный номер 153, был указан адрес: г. Тольятти, ул. Новозаводская, 8. В соответствии с распоряжением первого заместителя мэра г. Тольятти от 24.03.2004 N 595-2/р "Об утверждении перечня существующих адресов зданий на территории города Тольятти на 01.03.2004" спорный объект имеет адрес: г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, 27 "а".
Право собственности на склад, возникло ранее у правопредшественника в результате приватизации и перешло к предпринимателю Куклычеву В.В. в установленном законом порядке. Расчет выкупной стоимости земельного участка (кадастровый N 63:09:0306036:20) должен определяться с учетом двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте от 12.01.2010 N 63:00-102/10-2162.
Вывод суда о применении норм права соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 по делу N А55-8136/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации содержат условия, предусматривающие до 01.01.2012 продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
...
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08 для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
...
В соответствии с типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.6. указанного выше положения Территориальный орган в установленном порядке заключает договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу права собственности на это имущество.
Пунктом 5.1. данного положения предусмотрено, что Территориальный орган с целью реализации полномочий вправе запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2011 г. N Ф06-3075/11 по делу N А55-8136/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3075/11