Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2011 г. N Ф06-1949/11
г. Казань
13 мая 2011 г. |
Дело N А12-6109/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Меленьтевой Р.Р.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" - Черкасовой С.Г. (доверенность от 11.11.2010 N 34)
администрации Волгограда - Рыкова Д.Г. (доверенность от 21.09.2010 N 05-ИД/147)
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А12-6109/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" (ИНН: 3444107537, ОГРН: 1033400327674) к администрации Волгограда (ИНН: 3444059139, ОГРН: 1023403433822) о признании постановления недействительным, с участием третьих лиц: комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергопромстрой" (далее - ООО "Энергопромстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда (администрация) о признании недействительным постановления от 18.03.2008 N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и возложении на администрацию обязанности предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе города Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 требования ООО "Энергопромстрой" удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 указанное решение отменено, в удовлетворении заявления ООО "Энергопромстрой" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2008 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 отменено, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 оставлено в силе.
Администрация Волгограда обратилась в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2009, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
ООО "Энергопромстрой" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.10.2009 заявление ООО "Энергопромстрой" о пересмотре решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2009 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.06.2009 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.10.2009 заявление общества к администрации оставлено без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2010 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.10.2009 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Волгоградской области для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011, признано недействительным постановление администрации Волгограда от 18.03.2008 N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и администрация обязана предоставить земельный участок (учетный номер N 4-38-19) обществу для строительства капитального объекта - многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе города Волгограда.
Администрация Волгограда и комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, не согласившись с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить как не соответствующие нормам материального, процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и в удовлетворении заявленных ООО "Энергопромстрой" требований отказать в полном объеме.
Представитель администрации Волгограда в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационных жалоб.
Представитель ООО "Энергопромстрой" в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 28.04.2011 до 13 часов 50 минут 05.05.2011.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационных жалобах, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены судебных актов и принятия по делу нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 28.10.2004 постановлением администрации Волгограда от 04.11.2004 N 1674 обществу с ограниченной ответственностью "Трипл Н" (далее - ООО "Трипл Н") предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-гостиничного комплекса на земельном участке (учетный N 4-38-19) площадью 19 773 кв.м, расположенном по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
ООО "Трипл Н" направило в администрацию Волгограда письмо от 11.11.2004 об отказе от предоставленного вышеуказанного земельного участка в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер").
08.04.2005 администрация Волгограда вынесла постановление N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта", в соответствии с которым право предварительного согласования места размещения многофункционального административно-гостиничного комплекса на вышеуказанном земельном участке переоформлено с ООО "Трипл Н" на ООО "Лидер". Пункт 4 данного постановления предусматривает, что оно действует в течение трех лет. Пунктом 3 установлено, что предоставление участка для строительства будет произведено после установления его границ на местности и проведения государственного кадастрового учета.
Решением собрания участников от 21.03.2007 в уставные документы ООО "Лидер" были внесены изменения в части наименования последнего на ООО "Энергопромстрой".
Обществом проведены работы по формированию земельного участка площадью 19 773 кв.м и его постановке на кадастровый учет. Земельному участку был присвоен кадастровый N 34:34:04 00 21:0019.
04.12.2007 ООО "Энергопромстрой" обратилось в комитет земельных ресурсов с заявлением исх. N 596-УПП о предоставлении земельного участка площадью 19 773 кв.м. для строительства многофункционального административно-гостиничного комплекса.
Рассмотрев заявление общества от 04.12.2007 администрация Волгограда вынесла постановление от 18.03.2008 N 543 "Об отмене постановления от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 4-38-19) для строительства объекта ООО "Энергопромстрой".
ООО "Энергопромстрой", посчитав постановление администрации Волгограда от 18.03.2008 N 543 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций заявленные обществом требования удовлетворили в полном объеме.
При этом суды исходили из того, что постановлением Президиума Волгоградского областного суда от 28.09.2009 по делу N 4-г-132/09 отказано в удовлетворении заявления о признании постановлений администрации Волгограда от 04.11.2004 N 1674 "О предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Трипл Н" и от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта"; администрация не доказала наличие оснований для отмены постановления от 08.04.2005 N 600; общество в течение трех лет с момента издания постановления от 08.04.2005 N 600 имеет право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка; общество получило все необходимые согласования и разрешения для строительства многофункционального административно-гостиничного комплекса, представило полный пакет документов, необходимых для предоставления земельного участка.
Между тем судами при принятии обжалуемых судебных актов не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из приведенных норм права следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из первоначальных этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица последует принятие решения о выделении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении участка для строительства является несоблюдение данного порядка. Из пункта 8 статьи 31 ЗК РФ следует, что по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заинтересованное лицо лишается права требовать предоставления земельного участка.
Из материалов дела видно, что постановлением администрации Волгограда от 04.11.2004 N 1674 ООО "Трипл Н" предварительно согласовано место размещения многофункционального административно-гостиничного комплекса на земельном участке (учетный N 4-38-19) площадью 19 773 кв.м, расположенном по ул. Пархоменко в Центральном районе г. Волгограда.
08.04.2005 администрация Волгограда постановлением N 600 переоформила право предварительного согласования места размещения объекта с ООО "Трипл Н" на ООО "Лидер" (новое наименование ООО "Энергопромстрой").
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ и постановления администрации Волгограда от 04.11.2004 N 1674 решение о предварительном согласовании, принятое в отношении спорного земельного участка, действует в течение трех лет, то есть до 06.11.2007, с учетом требований статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергопромстрой" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением 04.12.2007, то есть по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Следовательно, в силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ у общества на момент подачи заявления (04.12.2007) отсутствовало право требовать принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В связи с изложенным принятие администрацией оспариваемого постановления от 18.03.2008 N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 4-38-19) для строительства объекта ООО "Энергопромстрой" не может нарушать права и законные интересы общества, поскольку последнее на момент его принятия утратило право требовать предоставления земельного участка под строительство объекта.
Кроме того, принятие администрацией Волгограда оспариваемого постановления об отмене ранее принятого постановления не противоречит требованиям статей 11 и 29 ЗК РФ, пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, на момент принятия судами обжалуемых судебных актов об удовлетворении заявления общества отсутствовало наличие необходимых условий: несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В этой связи принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными, подлежат отмене, а по делу следует принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Энергопромстрой" требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А12-6109/2008 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Энергопромстрой" о признании недействительным постановления администрации Волгограда от 18.03.2008 N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и обязании администрации Волгограда предоставить земельный участок (учетный N 4-38-19) для строительства капитального объекта - многофункционального административно-гостиничного комплекса по ул. Пархоменко в Центральном районе Волгограда отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Меленьтева |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ и постановления администрации Волгограда от 04.11.2004 N 1674 решение о предварительном согласовании, принятое в отношении спорного земельного участка, действует в течение трех лет, то есть до 06.11.2007, с учетом требований статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергопромстрой" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением 04.12.2007, то есть по истечении трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Следовательно, в силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ у общества на момент подачи заявления (04.12.2007) отсутствовало право требовать принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В связи с изложенным принятие администрацией оспариваемого постановления от 18.03.2008 N 543 "Об отмене постановления администрации Волгограда от 08.04.2005 N 600 "О переоформлении права предварительного согласования места размещения объекта" и отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 4-38-19) для строительства объекта ООО "Энергопромстрой" не может нарушать права и законные интересы общества, поскольку последнее на момент его принятия утратило право требовать предоставления земельного участка под строительство объекта.
Кроме того, принятие администрацией Волгограда оспариваемого постановления об отмене ранее принятого постановления не противоречит требованиям статей 11 и 29 ЗК РФ, пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2011 г. N Ф06-1949/11 по делу N А12-6109/2008
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8753/11
22.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8753/11
28.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8753/11
13.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1949/11
25.01.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8438/10
23.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-6109/08
20.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-6109/08
20.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-6109/08
24.03.2010 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1507/10
24.03.2010 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-218/10
23.11.2009 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-6109/08
17.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-6109/08
24.07.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5074/09
15.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А12-6109/2008
08.09.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5354/08