Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2011 г. N Ф06-2697/11
г. Казань
13 мая 2011 г. |
Дело N А55-17608/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Куракиной О.М., доверенность от 29.09.2010 N 04-23/20,
ответчика - Мухаметшиной Н.В., доверенность от 11.01.2011 б/н,
третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Литонина А.В., доверенность от 13.04.2011 б/н,
в отсутствие:
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Берлио-Волга" - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, г. Сызрань, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-17608/2010
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, г. Сызрань, Самарская область, к Отделению по г. Сызрани Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Сызрань, Самарская область, об оспаривании действий, с участием третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "Берлио-Волга", г. Сызрань, Самарская область, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий отделения Управления Федерального казначейства по Самарской области по городу Сызрань (далее - отделение казначейства), выразившихся в принятии решений в форме уведомлений от 04.08.2010 N 02-36/убл-10-5666/914 и N 02-36/убл-10-5780/915, от 13.08.2010 N 02-36/убл-10-1176/959, от 31.08.2010 N 02-36/убл-10-6885/1041, N 02-36/убл-10-7407/1042, N 02-36/убл-10-7530/1043 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета налогового органа N 03421196840 в связи с неисполнением требований исполнительных документов: исполнительного листа Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 N 001261063, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Берлио-Волга" (далее - ООО "Берлио-Волга", общество) по делу N А55-19908/2009 на возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) в сумме 858 528 руб., исполнительного листа Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 N 00788804, выданного ООО "Берлио-Волга" по делу N А55-35287/2009 на возмещение из федерального бюджета НДС в сумме 313 469 руб., исполнительного листа Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 N 001888117, выданного ООО "Берлио-Волга" по делу N А55-35289/2009 на возмещение из федерального бюджета НДС в сумме 169 478 руб., а также об обязании отделения казначейства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогового органа и возобновить осуществление операций по счету.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ООО "Берлио-Волга" и Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области.
Решением от 09.11.2010 по делу N А55-17608/2010 Арбитражный суд Самарской области, частично удовлетворив требования налогового органа, признал незаконными действия отделения казначейства, выразившиеся в принятии решений в форме уведомлений от 04.08.2010 N 02-36/убл-10-5666/914 и N 02-36/убл-10-5780/915, от 13.08.2010 N 02-36/убл-10-1176/959, от 31.08.2010 N 02-36/убл-10-6885/1041, N 02-36/убл-10-7407/1042, N 02-36/убл-10-7530/1043 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета налогового органа N 03421196840 в связи с неисполнением требований исполнительных документов. В удовлетворении остальной части требований налоговому органу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2010 отменено, производство по делу прекращено.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, с кассационными жалобами обратились Межрайонная инспекция ФНС N 3 по Самарской области и Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, в которых просят постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2010 оставить в силе.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит их подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А55-19908/2009 признаны незаконными решение налогового органа от 02.07.2009 N 15 об отказе в возмещении обществу суммы НДС, заявленной к возмещению, и решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 20.08.2009 N 03-15/19763, вынесенное по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на указанное решение налогового органа. При этом Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд обязал налоговый орган возместить ООО "Берлио-Волга" из федерального бюджета НДС в сумме 858528 руб. за четвертый квартал 2008 года в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании указанного судебного акта обществу был выдан исполнительный лист N 001261063.
Постановлением от 01.04.2010 по делу N А55-35287/2009 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд признал незаконным решение налогового органа от 02.07.2009 N 781 об отказе в возмещении обществ у суммы НДС, заявленной к возмещению, и обязал налоговый орган в двухмесячный срок с момента принятия этого постановления возместить обществу из федерального бюджета НДС в сумме 313 469 руб.
На основании указанного судебного акта обществу был выдан исполнительный лист N 000788804.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2010 по делу N А55-35289/2009 признано незаконным решение налогового органа от 02.07.2009 N 783 и на него возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возмещения обществу в установленном порядке НДС в сумме 169 478 руб.
На основании этого судебного акта был выдан исполнительный лист N 001888117.
Указанные исполнительные листы ООО "Берлио-Волга" предъявило к исполнению в отделение казначейства соответственно 20.07.2010, 20.07.2010 и 29.07.2010.
Отделение казначейства направило в налоговый орган уведомления о поступлении указанных исполнительных документов. В уведомлениях указано на необходимость представления в течение 10 рабочих дней следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности должника, финансируемой из бюджета, - о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа, при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, заверенную копию запроса - требования главному распорядителю (распорядителю) о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из материалов дела также следует, что 06.05.2010 (то есть до обращения в отделение казначейства) ООО "Берлио-Волга" направило в налоговый орган заявление о возврате НДС в порядке, предусмотренном статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе на основании судебных актов по делам N А55-19908/2009, N А55-35287/2009 и N А55-35288/2009.
Налоговый орган принял решение об отказе в осуществлении возврата НДС, а затем, в связи с наличием у общества недоимки по этому налогу, принял решение от 03.08.2010 N 4791 о зачете НДС по судебному акту по делу N А55-35289/2009, решение от 12.05.2010 N 1836 о зачете НДС по судебному акту по делу N А55-35287/2009, решение от 12.05.2010 N 1837 о зачете НДС по судебному акту по делу N А55-19908/2009. В установленном порядке эти решения налогового органа не оспаривались.
В ответ на вышеуказанные уведомления отделения казначейства налоговый орган направил ему сообщения от 04.08.2010 N 04-10/16046, от 04.08.2010 N 04-10/16047, от 10.08.2010 N 04-10/16601, от 20.08.2010 N 04-10/38459 о фактическом исполнении судебных актов, на основании которых были выданы соответствующие исполнительные листы, посредством принятия решений о зачете на основании ранее поступившего заявления общества.
Отделение казначейства, посчитав, что налоговый орган не исполнил требования исполнительных листов и тем самым нарушил пункт 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), приостановило операции по расходованию средств на лицевом счете налогового органа, о чем налоговый орган был поставлен в известность сначала уведомлениями от 04.08.2010 N 02-36/убл-10-5666/914 и N 02-36/убл-10-5780/915, от 13.08.2010 N 02-36/убл-10-1176/959, а затем уведомлениями от 31.08.2010 N 02-36/убл-10-6885/1041, N 02-36/убл-10-7407/1042, N 02 36/убл-10-7530/1043.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и доказанности.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239, пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с исполнительными листами, выданными по делам N А55-19908/2009, N А55-35287/2009, N А55-35289/2009, налоговому органу предписывалось произвести возмещение НДС в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость определен положениями статьи 176 НК РФ, в соответствии с пунктом 4 которой, при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Возмещение налога на добавленную стоимость путем возврата налога производится лишь при отсутствии у налогоплательщика недоимки (пункт 6 статьи 176 НК РФ).
Иного порядка возмещения налога на добавленную стоимость действующее законодательство не предусматривает.
Принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 5735/07, суд первой инстанции указал, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Возврат налога представляет собой изъятие из бюджета денежных средств, в то время как зачет является сокращением налогового обязательства налогоплательщика.
Судом установлено, что резолютивные части судебных актов и исполнительные листы по указанным делам не содержат конкретной обязанности налоговой службы возвратить налог на добавленную стоимость ООО "Берлио-Волга". Обязанности произвести возмещение путем принятия решения о возврате налога ни судебные акты, ни исполнительные листы не содержат, ввиду чего возмещение налога должно производится в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а именно статьей 176 НК РФ.
Судом было установлено, что на момент выдачи исполнительных листов и принятия решений о зачете у ООО "Берлио-Волга" имелась недоимка по налогу на добавленную стоимость за 2006 год (то есть за период, предшествующий периоду, за который у налогоплательщика возникло право на возмещение налога) в размере 2 004 444 руб., установленная решением налогового органа от 23.07.2009 N 12/34 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанное решение налогового органа было предметом рассмотрения по заявлению ООО "Берлио-Волга" по делу N А55-36436/2009. Законность доначисления НДС в названном выше размере подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-36436/2009. При этом сумма недоимки, установленная решением налогового органа и подтвержденная судебными актами по делу N А55-36436/2009, превышала сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению на основании судебных актов по делам N А55-19908/2009, N А55-35287/2009, N А55-35289/2009, ввиду чего законные основания для возврата НДС на расчетный счет ООО "Берлио Волга" отсутствовали.
В подтверждение наличия недоимки по налогу на добавленную стоимость у ООО "Берлио-Волга" при принятии решений о зачете налога, свидетельствуют и представленная выписка из лицевого счета.
В этой связи суд первой инстанции действия отделения казначейства по приостановлению операций по счету налогового органа признал неправомерными, поскольку документы, подтверждающие исполнение исполнительного документа, были представлены налоговым органом в установленном порядке, в связи с чем действия отделения казначейства противоречат положениям статьи 242.3 БК РФ и нарушают права и интересы налогового органа.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Кроме этого, приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба": контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей; начисление пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган федерального казначейства.
Законодательство Российской Федерации не содержит соответствующей нормы, предусматривающей обязанность администраторов доходов исполнять расходные обязательства Российской Федерации за счет выделенных им по смете бюджетных средств, равно как и право органов казначейства применять к администратору доходов такой меры принуждения, как приостановление операций по его счетам.
Согласно статье 166.1 БК РФ казначейство вправе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации приостанавливать в установленном порядке операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях нарушений законодательства Российской Федерации.
Порядок приостановления операций по лицевым счетам установлен Правилами приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2003 N 328.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом, приостановление операций по лицевым счетам производится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе, при непредставлении в установленный срок распорядителем и получателем средств федерального бюджета информации об источниках образования задолженности и показателях бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах (подпункт "б" пункта 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, субъектом указанной меры принуждения является федеральное бюджетное учреждение - должник по денежным обязательствам, а не администратор доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к правильному выводу о том, что у казначейства отсутствовали правовые основания для принятия уведомлений и совершения действий по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов налогового органа.
Апелляционный суд, отменяя решение суда и прекращая производство по делу, пришел к выводу, что спор не подведомственен арбитражному суду, сославшись на пункт 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 N 75).
При этом апелляционным судом не учтено, что спор о компетенции между органами федерального казначейства и налоговым органом отсутствует. В данном случае спор возник в связи с исполнением судебных актов об обязании налогового органа произвести возмещение налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах судебная коллегия выводы апелляционного суда находит ошибочными и соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 по делу N А55-17608/2010 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2010 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок приостановления операций по лицевым счетам установлен Правилами приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2003 N 328.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом, приостановление операций по лицевым счетам производится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе, при непредставлении в установленный срок распорядителем и получателем средств федерального бюджета информации об источниках образования задолженности и показателях бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах (подпункт "б" пункта 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, субъектом указанной меры принуждения является федеральное бюджетное учреждение - должник по денежным обязательствам, а не администратор доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
...
Апелляционный суд, отменяя решение суда и прекращая производство по делу, пришел к выводу, что спор не подведомственен арбитражному суду, сославшись на пункт 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 N 75)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2011 г. N Ф06-2697/11 по делу N А55-17608/2010
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11403/11
26.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11403/11
21.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11403/11
01.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11403/11
23.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11403/11
13.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2697/11
01.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14012/2010