Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-3319/11
г. Казань
17 мая 2011 г. |
Дело N А65-25168/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Габидуллина Р.А., (доверенность от 13.04.2011 б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Центр"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 (судья Воробьёв Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-25168/2010
по заявлению товарищества собственников жилья "Центр" (ИНН 1660120031; ОГРН 1081690065731) к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, об оспаривании постановления от 08.10.2010 N 669 о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Центр" (далее - ТСЖ "Центр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления о назначении административного наказания Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Минэкологии РТ, административный орган, ответчик) от 08.10.2010 N 669 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011, требования заявителя удовлетворены частично. Постановление Минэкологии РТ от 08.10.2010 N 669 о назначении ТСЖ "Центр" по статье 8.2 КоАП РФ изменено в части назначенного наказания, снижен размер штрафа до 100 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
ТСЖ "Центр" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, производство по делу прекратить.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако ответчик явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 10.05.2011 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.05.2011 до 10 часов 45 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Из материалов дела следует, что 04.10.2010 инспектором административного органа проведено экологическое обследование территории Советского района г. Казани.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 04.10.2010 экологического обследования состояния территории, в котором указано, что заявителем допущен сброс отходов мусора от бытовых помещений организации несортированного (исключая крупногабаритный) на почву площадью 1,0 кв. м., в объеме 0,2 куб. м. на прилегающую территорию жилого дома N 78 напротив аптеки по ул. Н. Ершова Советского района г. Казани (вокруг контейнера для сбора, временного хранения твердых бытовых отходов), что является несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Административным органом составлен протокол от 07.10.2010 N 449 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ответчиком 08.10.2010 вынесено постановление N 669 о назначении заявителю административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ "Центр" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд первой инстанции, придя к выводу, что заявитель является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку осуществляет деятельность по уборке и благоустройству прилегающей территории, снизил размер штрафа до 100 000 рублей, учитывая, что ТСЖ "Центр" ранее за аналогичные правонарушения к административной ответственности не привлекалось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия суда кассационной инстанции считает не обоснованными по следующим основаниям.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 20.07.2010 N 4433/10 по делу N А12-16737/2009 разъяснил, что в соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 20.07.2010 N 4433/10, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 22 данного федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Министерством здравоохранения Союза Советских Социалистических Республик от 05.08.1988 N 4690-88. Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Система санитарной очистки и уборки территории г. Казани предусмотрена утвержденными решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 "Правилами благоустройства города Казани" (далее - Правила), пунктом 2 которых скопление твердых бытовых отходов на контейнерной площадке или на любой другой территории, возникшее в результате самовольного сброса, в объеме, не превышающем 1 куб. м, квалифицируется как навал мусора. Пунктом 3.9 этих же Правил ответственность за содержание контейнерных площадок и мест установки бункеров-накопителей на территории многоэтажной жилой застройки возлагается на организацию любой организационно-правовой формы, обслуживающую данный жилищный фонд. А пунктами 3.10 и 3.12 Правил установлено, что контейнерные площадки и контейнеры для сбора отходов производства и потребления на городских территориях должны размещаться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, постоянно очищаться от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке.
Как следует из акта от 04.10.2010 экологического обследования состояния территории, ТСЖ "Центр" вменяется сброс отходов мусора от бытовых помещений на почву площадью 1,0 кв. м. в объеме 0,2 куб. м вокруг контейнера для сбора, временного хранения твердых бытовых отходов, что не может квалифицироваться как деятельность по "обращению с отходами производства и потребления" (ответственность за которую предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ), а является навалом мусора, то есть нарушением правил благоустройства (санитарно-эпидемиологических правил).
ТСЖ "Центр" допущено правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ. Данная норма закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона N 294-ФЗ предусматривает ограничение правомочий должностных лиц органов государственного контроля при проведении ими мероприятий по контролю. Так, они не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц.
Как следует из материалов дела, при проведении осмотра и составления акта проверки от 04.102010 административным органом приказ о проведении проверки не издавался (в материалах дела отсутствует), представитель ТСЖ "Центр" о проведении проверки не уведомлялся и при проверке не присутствовал, что является в силу статей 14-16, пунктов 4, 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушением порядка проведения проверки.
Приложенные к акту проверки от 04.10.2010 фотоснимки, на которых изображены немаркированные стандартные металлические контейнеры с разбросанным около них мусором, не "привязаны" к конкретному месту (конкретному зданию); утверждение административного органа, что именно эти, изображенные на снимках контейнеры находятся на прилегающей территории жилого дома N 8 по ул. Н. Ершова Советского района г. Казани, из фотоснимков не следует. Использование фотоаппарата для фиксации нарушения в акте проверки от 04.10.2010 не отражено.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверки, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательным требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ запрещено использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах акт проверки от 04.10.2010 не может быть признан надлежащим доказательством совершенного ТСЖ "Центр" нарушения.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А65-25168/2010 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Постановление Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 08.10.2010 N 669 признать незаконным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, при проведении осмотра и составления акта проверки от 04.102010 административным органом приказ о проведении проверки не издавался (в материалах дела отсутствует), представитель ТСЖ "Центр" о проведении проверки не уведомлялся и при проверке не присутствовал, что является в силу статей 14-16, пунктов 4, 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушением порядка проведения проверки.
...
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверки, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательным требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ запрещено использование доказательств, полученных с нарушением закона.
...
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-3319/11 по делу N А65-25168/2010