Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-2509/11
г. Казань
17 мая 2011 г. |
Дело N А72-5075/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Зиязитдиновой З.Р. (доверенность от 07.12.2010 N НЮ-46/311),
ответчика - Ефремовой И.П. (доверенность от 14.01.2011 N 6),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.10.2010 (судья Леонтьев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Балашева В.Т., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-5075/2010
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" о взыскании 27 817,53 руб., при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Завод крупнопанельного домостроения N 2",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения) к закрытому акционерному обществу "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ответчик, ЗАО "Заволжское ППЖТ") о взыскании задолженности в размере 27 817,53 руб.
Определением суда от 17.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Завод крупнопанельного домостроения N 2" (далее - ОАО "Завод "КПД-2").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.10.2010, оставленным без изменения постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЗАО "Заволжское ППЖТ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права, поскольку ответственность за состояние железнодорожных путей несет их собственник - ОАО "Завод "КПД-2".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей ОАО "Завод "КПД N 2", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.06.2004 между истцом и ответчиком заключен договор N 5/98 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги со сроком действия по 30.06.2009.
Пунктом 1 названного договора предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация принадлежащего ЗАО "Заволжское ППЖТ" железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ЗАО "Заволжское ППЖТ", примыкающего стрелочным съездом N 1/3 в нечетной горловине станции Верхняя Терраса. Подача вагонов в приемо-отправочный парк станции Промышленная и их уборка на станции Верхняя Терраса производится локомотивом железной дороги, а маневровые работы на железнодорожном пути необщего пользования локомотивом ЗАО "Заволжское ППЖТ".
В соответствии с пунктом 14 договора от 17.06.2004 N 5/98 ответственность за сохранность грузов и вагонов, находящихся на пути необщего пользования несет владелец.
06 декабря 2008 года на станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на путях необщего пользования допущен брак в маневровой работе, в результате чего был поврежден вагон N 59325498.
В связи с данным инцидентом были оформлены следующие документы:
- акт от 08.12.2008, которым зафиксированы повреждения стрелки N 4, находящейся на пути необщего пользования ОАО "Завод КПД-2", являющегося контрагентом ЗАО "Заволжское ППЖТ";
- акт общей формы от 08.12.2008 по форме ГУ-23, из которого следует, что вагон N 59325498 находится на 4 пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ", имеет следы трения на внутренней грани колеса о металл. На стрелке N 4 имеются следы от схода вагона, следы удара колеса о вкладыш левого остряка, за корнем левого остряка имеются следы удара гребня колеса об рельс. Данный акт подписан со стороны ЗАО "Заволжское ППЖТ" исполнительным директором Токаревым В.Б.;
- акт о повреждении вагона от 09.12.2008 N 32 по форме ВУ-25М, из которого следует, что вагон N 59325498, являющийся собственностью Российской Федерации был поврежден в связи со сходом с рельс на подъездном пути КПД-2. Виновником является ППЖТ. Стоимость ремонта составляет 27 817,53 руб. Со стороны ЗАО "Заволжское ППЖТ" данный акт подписан исполнительным директором Токаревым В.Б.;
- акт служебного расследования случая брака, связанного с безопасностью движения, или грубого нарушения Правил технической эксплуатации от 09.12.2008 по форме РБУ-3, из которого следует, что 06.12.2008 в 17.30 на станции Верхняя Терраса, путь необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" завод КПД-2 стрелка N 4, допущен брак в маневровой работе - сход вагона N 59325498 одной тележкой. При подаче вагона на завод КПД-2 локомотивом ЗАО "Заволжское ППЖТ" вагоном вперед на стрелочном переводе N 4 произошел обрыв 2-х горизонтальных болтов в корне левого остряка, в результате первая тележка пошла по направлению пути N 7, вторая по направлению пути N 1. Причиной данного случая явилось неудовлетворительное содержание стрелочного перевода N 4 на пути необщего пользования КПД-2 являющегося контрагентом ЗАО "Заволжское ППЖТ", отступления от норм содержания ЦП-774. Данный акт со стороны ответчика также был подписан исполнительным директором Токаревым В.Б.
Вагон N 59325498 был отремонтирован работниками железной дороги станции Ульяновск-Центральный и выпущен из ремонта 27.12.2008 (уведомления формы N ВУ-23М, ВУ-36М).
Истец направлял ответчику претензии от 23.03.2009 и от 29.01.2010 об оплате понесенных ОАО "РЖД" убытков в сумме 27 817,53 руб., которые оставлены последним без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Согласно статье 2 Устава железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Как следует из статьи 55 Устава, отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон (статья 56 Устава).
Статьей 60 Устава предусмотрено, что отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Судебная коллегия соглашается с выводом судов о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ЗАО "Заволжское ППЖТ", поскольку согласно статье 59 Устава охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.
Статьей 104 Устава предусмотрено, что при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Учитывая, что в спорных правоотношениях принявшей стороной является ЗАО "Заволжское ППЖТ" и условия пункта 14 договора от 17.06.2004 N 5/98, в соответствии с которым ответчик взял на себя ответственность за сохранность грузов и вагонов, находящихся на пути необщего пользования не противоречат статьям 59, 104 Устава, требования истца, заявленные к ответчику по настоящему делу, являются законными и основанными. При этом, взаимоотношения ЗАО "Заволжское ППЖТ" с грузоотправителями, грузополучателями определяются по их усмотрению.
Оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что принадлежность истцу поврежденного вагона, факт причинения ответчиком убытков и стоимость произведенного ремонта поврежденного вагона истцом доказан.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело суд к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При этом, судами правомерно не принят в качестве доказательства завышения размера убытков сертификат соответствия от 12.11.2009, выданный ОАО "Объединенное железнодорожное хозяйство", которое, по мнению ответчика, могло бы выполнить ремонт вагона. Суды правильно указали, что ответчиком не представлен прейскурант цен на восстановительные работы, из которого бы следовало, что стоимость ремонта в данной организации была бы ниже стоимости ремонта, произведенного истцом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, по существу сводятся к переоценке выводов суда о доказательствах и обстоятельствах дела, что в силу статей 286, 288 АПК РФ не может повлечь отмену судебных актов при его проверке в кассационном порядке, и о неправильном применении норм материального права не свидетельствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А72-5075/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия соглашается с выводом судов о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ЗАО "Заволжское ППЖТ", поскольку согласно статье 59 Устава охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.
Статьей 104 Устава предусмотрено, что при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Учитывая, что в спорных правоотношениях принявшей стороной является ЗАО "Заволжское ППЖТ" и условия пункта 14 договора от 17.06.2004 N 5/98, в соответствии с которым ответчик взял на себя ответственность за сохранность грузов и вагонов, находящихся на пути необщего пользования не противоречат статьям 59, 104 Устава, требования истца, заявленные к ответчику по настоящему делу, являются законными и основанными. При этом, взаимоотношения ЗАО "Заволжское ППЖТ" с грузоотправителями, грузополучателями определяются по их усмотрению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-2509/11 по делу N А72-5075/2010