Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-3237/11
г. Казань
17 мая 2011 г. |
Дело N А55-17595/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2010 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А.,Семушкин В.С.)
по делу N А55-17595/2010
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону, к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, г. Самара, о признании недействительным решения, с участием третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "РеЛиквия", г. Ростов-на-Дону,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Самары) от 05.05.2009 N 1115 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанные с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления юридического лица и обязании последнего исключить из ЕГРЮЛ регистрационную запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества от 05.05.2009 за государственным номером 2096315036277.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РеЛиквия" (далее - ООО "РеЛиквия", Общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2010 оставлено без изменения.
Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества, проведена на основании недостоверных сведений, соответствующее решение о государственной регистрации должно быть признано недействительным.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "РеЛиквия" (ИНН 6316069673), согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.04.2009, создано 06.08.2001 на основании постановления администрации Октябрьского района г. Самары.
С 26 февраля 2003 г. ООО "РеЛиквия" состояло на налоговом учете в ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Самары.
18 декабря 2007 г. в связи с изменением места нахождения ООО "РеЛиквия" произведена государственная регистрация и выдано уведомление о снятии с учета N 383649.
28 декабря 2007 г. Общество поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Самары.
Согласно договорам купли-продажи доли от 14.04.2009 N 1 и N 2 участники ООО "РеЛиквия" Воронов В.А. и Игуменов Д.А., на основании протокола общего собрания участников от 14.04.2009 N 2, продали Сергееву А.А. 100% оплаченной доли в уставном капитале ООО "РеЛиквия".
Единственным участником Общества 14.04.2009 принято решение об изменении места нахождения Общества на адрес: г. Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, д. 282.
14 апреля 2009 г. ООО "РеЛиквия" представило в регистрирующий орган заявления по форме Р14001 и Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением соответствующих документов.
На основании представленных Обществом документов ИФНС России по Ленинскому району г. Самары 21.04.2009 принято решение N 978 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
В связи с изменением места нахождения Общества его регистрационное дело направлено в Межрайонную ИФНС России N 23 по Ростовской области.
В результате проведения контрольных мероприятий Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области установлено, что по адресу, указанному в учредительных документах, Общество не находится.
Ссылаясь на то, что решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, принято ИФНС России по Ленинскому району г. Самары на основании недостоверных сведений о местонахождении юридического лица, Межрайонная ИФНС России N 23 по Ростовской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что Обществом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, в связи с чем у последнего отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, а также иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (пункт 1 статьи 23 Закона о регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено, приведенный в статье 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (подпункт "а" пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации).
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закона о регистрации (пункт 2 статьи 25) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Закон о регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Обществом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации.
Доказательств наличия у ИФНС России по Ленинскому району г. Самары на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом на регистрацию документах, материалы дела не содержат.
Таким образом, суды, указав на отсутствие у ИФНС России по Ленинскому району г. Самары оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, обоснованно отказали Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу N А55-17595/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (пункт 1 статьи 23 Закона о регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено, приведенный в статье 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (подпункт "а" пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации).
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц Закона о регистрации (пункт 2 статьи 25) предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Обществом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-3237/11 по делу N А55-17595/2010