Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-1749/11
г. Казань
17 мая 2011 г. |
Дело N А12-13365/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Владимирской Т.В., Гариповой Ф.Г. ,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2010 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Жевак И.И.)
по делу N А12-13365/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" (ИНН: 3442079404, ОГРН: 1053477277061), г. Волгоград, о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Федеральный депозитный банк", г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" (далее - ЗАО "РЭС", налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании инкассовых поручений от 17.06.2010 N 322346, 322347, направленных на списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика N 40702810700010000315, не подлежащими исполнению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2010 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в части признания не подлежащим исполнению инкассового поручения от 17.06.2010 N 322347. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С налогового органа в пользу ЗАО "РЭС" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 4000 руб. Заявителю возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 данное судебное решение в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов в части удовлетворения требований общества, принятии нового решения об отказе налогоплательщику в удовлетворении заявленных им требований, указывая на неправильное толкование судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, а также недостаточно подробное исследование судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.01.2009 принято заявление о признании ЗАО "РЭС" несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 20.03.2009 по делу N А12-1630/2009 в отношении заявителя введена процедура наблюдения.
21 августа 2009 года Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-1630/2009 вынесено решение о признании ЗАО "РЭС" несостоятельным (банкротом). В отношении общества открыто конкурсное производство.
21 мая 2010 года инспекция выставила требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 233465, в котором предложила ЗАО "РЭС" уплатить в добровольном порядке в срок до 11.06.2010 недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 671 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 464 053, 19 руб.
17 июня 2010 года налоговым органом вынесено решение N 196193 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках и направлены инкассовые поручения на списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика N 40702810700010000315 в сумме 464 053,19 руб. (инкассовое поручение N 322347) и в сумме 671 руб. (инкассовое поручение N 322346)
Взыскиваемый налог на имущество в сумме 671 руб. за четвертый квартал 2009 года не оспаривался заявителем, в связи с чем в этой части иска было отказано.
Правомерно удовлетворяя требование налогоплательщика о признании неподлежащим исполнению инкассового поручения N 322347 от 17.06.2010, судебные инстанции правильно руководствовались положениями действующего законодательства с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из анализа и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что спорная сумма пени в размере 464 053 руб. 19 коп., подлежащая бесспорному списанию на основании оспариваемого инкассового поручения, начислена на недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 94 786 019 руб. 33 коп. за период с 03.05.2010 по 20.05.2010. Сама же недоимка образовалась в период с первого квартала 2007 года по первый квартал 2010 года, т.е. как до принятия заявления о признании банкротом, так и после. Таким образом, пени начислена как на текущую задолженность, так и на подлежащую включению в реестр требований кредиторов.
Данный вывод суда соответствует положениям статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ), статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговым периодом до 14.10.2008 являлся календарный месяц, а после указанной даты - квартал.
В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25) датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата предоставления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 требование об уплате пеней, начисленных в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, а также пункта 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).
Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу.
Вывод арбитражных судов предыдущих инстанций о несоответствии спорного требования положениям Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ, поскольку не позволяет идентифицировать платеж, основан на приведенных правовых нормах и соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной выше.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу N А12-13365/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Т.В. Владимирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 требование об уплате пеней, начисленных в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, а также пункта 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).
...
Вывод арбитражных судов предыдущих инстанций о несоответствии спорного требования положениям Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ, поскольку не позволяет идентифицировать платеж, основан на приведенных правовых нормах и соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной выше."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2011 г. N Ф06-1749/11 по делу N А12-13365/2010
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1749/11