Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2011 г. N Ф06-2747/11
г. Казань
20 мая 2011 г. |
Дело N А55-14260/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
ответчика -Инкиной Н.В. (доверенность от 16.12.2010 N МФ-1307/2545),
третьего лица - Искаковой А.А. (доверенность от 29.12.2010 N 77),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-14260/2010
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия г.о. Октябрьска Самарской области "Жилищное управление" к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании убытков, при участи третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г.о. Октябрьска Самарской области "Жилищное управление" (далее - истец, МУП "Жилищное управление") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 9782,90 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2009 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу N А40-137913/09-56-787.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2010 произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и привлечена к участию в деле в качестве соответчика Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области (далее - ответчик, Министерство).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2010 в удовлетворении исковых требований было отказано, так как Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
В связи с тем, что при принятии решения Арбитражным судом города Москвы не было разрешено требование истца к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 9782,90 руб., определением Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2010 данное требование выделено в отдельное производство. Дело направлено в Арбитражный суд Самарской области для рассмотрения по подсудности.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2010 исковое заявление МУП "Жилищное управление" принято, возбуждено производство по делу N А55-14260/2010, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2010 по делу N А55-14260/2010 иск удовлетворен. С Самарской области за счет казны Самарской области в пользу МУП "Жилищное управление" взыскано 9782,90 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот и расходы по уплате государственной пошлине в сумме 500 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом суды сослались на наличие Закона Самарской области от 10.07.08 N 71-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обратилось Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права. Предоставление инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не является расходным обязательством Самарской области, поскольку направление субвенций на предоставление льгот гражданам, проживающим в домах, принадлежащих им на праве собственности, является их нецелевым расходованием.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает кассационную жалобу без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 13.05.2011 до 14 часов 00 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, МУП "Жилищное управление" с 01.07.2007 является управляющей организацией в отношении 340 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории г.о. Октябрьска Самарской области. Управление указанными многоквартирными домами осуществлялось на основании заключенного с муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Октябрьск" договора о передаче муниципального имущества г.о. Октябрьска в хозяйственное ведение от 24.07.2006, а также заключенных по итогам проведенных органом местного самоуправления открытых конкурсов договоров управления многоквартирными домами от 12.03.2008 и 10.04.2009.
На основании письма от 04.10.2004 N 05-10/279 Министерства управления финансами Самарской области МУП "Жилищное управление" прекратило предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных жилых помещениях, которые расположены в обслуживаемых им многоквартирных жилых домах, в виде 50% скидки на оплату жилого помещения.
Вступившими в законную силу решениями Октябрьского городского суда Самарской области от 05.09.2008 по гражданским делам N 2-249/08, N 2-431/08, N 2-430/08 за гражданами Прытковым М.В., Филатовым В.А. и Пановой Е.И., имеющими группу инвалидности по общему заболеванию, признано право на предоставление скидки не ниже 50% при оплате жилого помещения в многоквартирном доме в период с 01.08.2006 по 01.08.2008. На МУП "Жилищное управление" возложена обязанность произвести перерасчет оплаты за жилые помещения указанных граждан за период с 01.08.2006 по 01.08.2008.
При этом начало периода было исчислено судом с момента образования МУП "Жилищное управление", окончание периода было определено моментом принятия Закона Самарской области от 10.07.08 N 71-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области", которым установлена форма предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждан, полномочия по предоставлению которых являются расходным обязательством Российской Федерации и которые в установленном порядке переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истец представил доказательства исполнения им решений судов по начислению 50-ти процентной оплаты за коммунальные услуги (а также доказательства оплаты гражданами именно с учетом 50% льготы).
МУП "Жилищное управление", полагая, что у него возникли затраты, которые в соответствии с действующим законодательством должны возмещаться из соответствующего бюджета, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сослались на положения пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации N 23 от 22.06.2006, а также на наличие Закона Самарской области от 10.07.08 N 71-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области", что, по мнению судов, является основанием для взыскания суммы убытков с субъекта Российской Федерации.
Между тем, судами не учтено следующее.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Из преамбулы вышеназванного закона усматривается, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту ж) пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 26.2 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ).
Пунктом 2 указанного закона определены вопросы, относящиеся к полномочиям органов государственной власти субъекта российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, учитывая, что Закон Самарской области от 10.07.08 N 71-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области", которым установлена лишь форма предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждан, полномочия по предоставлению которых являются расходным обязательством Российской Федерации и которые в установленном порядке переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации принят в развитие Закона N 181-ФЗ и вступил в силу с 1.08.2008, судам, с учетом положений статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2007 N 06-5-13/4-19 следовало установить, было ли фактическое выделение в спорный период субвенций из федерального бюджета на финансирование льгот инвалидам, проживающим в приватизированных жилых помещениях, и, соответственно, было ли отнесено финансирование льгот на оплату жилого помещения инвалидам к расходным обязательствам ответчика по настоящему делу в спорный период (с 01.08.2006 по 10.08.2008).
Между тем, названные обстоятельства не были должным образом исследованы судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций сделаны при не полном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в связи с чем, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу N А55-14260/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, учитывая, что Закон Самарской области от 10.07.08 N 71-ГД "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области", которым установлена лишь форма предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждан, полномочия по предоставлению которых являются расходным обязательством Российской Федерации и которые в установленном порядке переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации принят в развитие Закона N 181-ФЗ и вступил в силу с 1.08.2008, судам, с учетом положений статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2007 N 06-5-13/4-19 следовало установить, было ли фактическое выделение в спорный период субвенций из федерального бюджета на финансирование льгот инвалидам, проживающим в приватизированных жилых помещениях, и, соответственно, было ли отнесено финансирование льгот на оплату жилого помещения инвалидам к расходным обязательствам ответчика по настоящему делу в спорный период (с 01.08.2006 по 10.08.2008)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2011 г. N Ф06-2747/11 по делу N А55-14260/2010