Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2011 г. N Ф06-3108/11
г. Казань
23 мая 2011 г. |
Дело N А57-9999/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.09.2010 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Бирченко А.Н., Грабко О.В.)
по делу N А57-9999/2010
по иску открытого акционерного общества "Саратовгаз"), г. Саратов, (ИНН: 6451114530, ОГРН: 1026402484591) к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН: 6450530344, ОГРН: 1026402205246), третье лицо: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району города Саратова", г. Саратов,
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 266 619 руб. 08 коп. за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Саратовгаз" (далее - истец, ОАО "Саратовгаз") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 266 619 руб. 08 коп. с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ОАО "Саратовгаз" в порядке субсидиарной ответственности взыскана задолженность муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Фрунзенскому району г. Саратова" (далее -МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова") за поставленный природный газ в размере 266 619 руб. 08 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 332 руб. 38 коп.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, в иске к Комитету отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решениями Арбитражного суда Саратовской области от 26.03.2002 по делу N А57 -2674/02-10, от 26.10.2004 по делу N А57 -12174/04-15, от 17.11.2004 по делу N А57-12175/04-15 с МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова" в пользу ОАО "Саратовгаз" взыскана задолженность за поставку природного газа, а именно: по договору от 01.08.2002 N 6 за период с сентября по декабрь 2002 года долг и проценты за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 29 428 руб. 49 коп.; по договору от 01.04.1999 N 321 за период с марта по август 2000 года в сумме 353 276 руб. 40 коп.; по задолженности за поставленный газ за период с октября 2001 по июль 2002 года в сумме 49 035 руб. 92 коп.
Во исполнение вышеуказанных судебных актов арбитражным судом были выданы исполнительные листы: от 15.03.2005 N С 067731; от 21.01.2005 N С 065932; от 10.06.2002 N С 026024.
Погашение задолженности должника по исполнительному листу от 10.06.2002 N С 026024 было произведено частично на сумму 165 121 руб. 73 коп.
Таким образом, общая сумма непогашенной задолженности по данным исполнительным листам составила 266 619 руб. 08 коп.
Судами установлено, что вышеуказанные исполнительные листы были предъявлены взыскателем - ОАО "Саратовгаз" в отдел по Фрунзенскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, где вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств по каждому исполнительному листу.
Также судебными приставами - исполнителями неоднократно были вынесены постановления об окончании исполнительных производств в отношении должника - МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова" в связи с отсутствием у должника денежных средств и имущества, достаточных для погашения суммы задолженности.
Кроме того, 26.01.2010 вышеназванные исполнительные листы были предъявлены истцом на исполнение в Комитет по финансам, который письмом от 01.02.2010 N 0202/92 возвратил данные исполнительные листы взыскателю без исполнения, сославшись на то, что в Комитете по финансам отсутствует лицевой счет МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району города Саратова".
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судами установлено, что основной должник - муниципальное учреждение "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова" не имеет возможности удовлетворить требования истца о погашении долга ввиду недостаточности собственных денежных средств и имущества.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Судами установлено, что администрация Фрунзенского района г. Саратова не является собственником имущества МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова", в связи с этим она не может нести субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (в редакции от 29.04.2009) указанный комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств, в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20), то есть он не является главным распорядителем бюджетных денежных средств, составляющих казну муниципального образования.
Судами установлено, что в соответствии с пунктами 3.38, 3.43, 4.1 положения о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19 -172 (в редакции от 29.04.2009 N 39-440) Комитет по финансам ведет сводный реестр главных распорядителей и получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов муниципальной казны города, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города. Бюджетные полномочия Комитета по финансам перечислены в пункте 6 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26 -271 (в редакции от 25.09.2008 N 31-327). Перечисленные бюджетные полномочия Комитета по финансам в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что Комитет является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
Кроме того, Комитетом по финансам не представлено арбитражному суду доказательств, подтверждающих выделение денежных средств Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города Саратова для погашения задолженности МУ "ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова", взысканной в пользу истца по решениям Арбитражного суда Саратовской области от 26.03.2002 по делу N А57-2674/02-10, от 26.10.2004 по делу N А57-12174/04-15, от 17.11.2004 по делу N А57-12175/04-15.
При таких обстоятельствах арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о возложении субсидиарной ответственности на муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не является главным распорядителем средств муниципального бюджета, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены как противоречащие содержанию полномочий Комитета по финансам, которыми он наделен в соответствии с положением.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами ответственность возложена на Комитет по финансам, судебная коллегия находит ошибочными, поскольку взыскание в порядке субсидиарной ответственности по данному делу произведено с муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов". Комитет по финансам в данном случае выступает как орган, представляющий муниципальное образование в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положением о Комитете по финансам.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011 по делу N А57-9999/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в соответствии с пунктами 3.38, 3.43, 4.1 положения о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19 -172 (в редакции от 29.04.2009 N 39-440) Комитет по финансам ведет сводный реестр главных распорядителей и получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов муниципальной казны города, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города. Бюджетные полномочия Комитета по финансам перечислены в пункте 6 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26 -271 (в редакции от 25.09.2008 N 31-327). Перечисленные бюджетные полномочия Комитета по финансам в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что Комитет является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами ответственность возложена на Комитет по финансам, судебная коллегия находит ошибочными, поскольку взыскание в порядке субсидиарной ответственности по данному делу произведено с муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов". Комитет по финансам в данном случае выступает как орган, представляющий муниципальное образование в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положением о Комитете по финансам."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2011 г. N Ф06-3108/11 по делу N А57-9999/2010