Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 мая 2011 г. N Ф06-3826/11
г. Казань
26 мая 2011 г. |
Дело N А55-16590/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Ибятовой Э.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Якимовой В.А. (доверенность от 14.07.2010),
ответчика - Нескоромнова Н.Н. (доверенность от 29.12.2010 N 344),
третьего лица (Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара) - Казанцева М.В. (доверенность от 23.12.2010 N Д05-01/5141),
в отсутствие:
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Гросс Торг") - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "ЛЕМИНГ", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2010 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Апаркин В.Н.)
по делу N А55-16590/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕМИНГ" (ИНН 6319078813, ОГРН 103630089083) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а, с участием третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, общества с ограниченной ответственностью "Гросс Торг", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЕМИНГ" (далее - заявитель, ООО "ЛЕМИНГ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а в предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе д. N 37, и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛЕМИНГ" путем вынесения решения о предоставлении в аренду ООО "ЛЕМИНГ" земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе д. N 37, по заявлению от 04.03.2010 N 12-1/0567/10-а, в установленные законом сроки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) и общество с ограниченной ответственностью "Гросс Торг" (далее - ООО ""Гросс Торг").
Заявленные требования основаны на статьях 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьях 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок), и мотивированы тем, что оспариваемые действия по отказу не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сославшись на часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 198, часть 5 статьи 200 АПК РФ, статьи 28, 29, 34 ЗК РФ и на Порядок, Арбитражный суд Самарской области решением от 23.11.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011, удовлетворил заявленные требования. Суд признал незаконными действия Министерства, выразившиеся в отказе от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а в предоставлении в аренду ООО "ЛЕМИНГ" земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе д. N 37, обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛЕМИНГ" путем рассмотрения по существу его заявления о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что Министерство не доказало законность своих действий об отказе Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Не согласившись с судебными актами, Министерство и Общество обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит изменить резолютивные части судебных актов в части возложения на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "ЛЕМИНГ", путем изложения его редакции в следующем виде:
"Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а в предоставлении в аренду ООО "ЛЕМИНГ" земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе д. N 37.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛЕМИНГ" путем вынесения решения о предоставлении в аренду ООО "ЛЕМИНГ" земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе д. N 37 по заявлению от 04.03.2010 N 12-1/0567/10-а, в установленные законом сроки.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "ЛЕМИНГ" расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей".
Министерство в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Присутствующие в судебном заседании представители Министерства, ООО "ЛЕМИНГ", Департамента подтвердили доводы кассационных жалоб и возражений на них.
ООО ""Гросс Торг", участвующее в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ путем использования систем видео-конференц-связи.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Самарской области, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 04.03.2010 Общество обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/0567/10-а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37, под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Письмом от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, мотивировав отказ тем, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует фактическому использованию земельного участка, поскольку в ходе проведенного Министерством, с участием заявителя, осмотра земельного участка установлен факт расположения на испрашиваемом земельном участке двух торговых павильонов.
При этом заявителем не представлены документы, подтверждающие право на объекты, в соответствии с приложением N 2 к Порядку.
Полагая действия, оформленные письмом от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а, не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ЛЕМИНГ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконными оспариваемых действий и возлагая на Министерство в качестве способа устранения нарушения прав и интересов заявителя обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "ЛЕМИНГ" о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка, судебные инстанции исходили из того, что Министерством не представлены доказательства получения информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, свидетельствующей о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка; имеются сведения об отсутствии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента от 31.05.2010 N РД-478; 29.06.2010 испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.06.2010. N 63-00-102/10-276086; факт частичного занятия участка временными объектами, не препятствовало Министерству в соответствии с требованиями земельного законодательства рассмотреть обращение Общества в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Самара установлено постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, утвердившим Порядок.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку, приложив к нему документы, указанные в приложении N 2.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы Министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.5 и 2.6 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, Министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно пунктам 2.7, 2.9 Порядка в целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок, начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка, Министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в Министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Пунктом 2.10 Порядка установлено, что земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление.
В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в пункте 2.9 настоящего Порядка, Министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение о предоставлении земельного участка принимается Министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Таким образом, из анализа норм Порядка следует, что отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в удовлетворении заявления Общества отказано не по основаниям, приведенным в названном Порядке предоставления земельных участков, а по мотиву того, что цель предоставления земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует фактическому использованию земельного участка, документы, подтверждающие права Общества на временный объект, расположенный на участке, Министерству не представлены.
В ходе судебного разбирательства установлено, что временный павильон на испрашиваемом земельном участке принадлежит ООО "Гросс Торг", который не отрицает факт его самовольной установки и отсутствие оснований для оформления земельного участка под ним.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о нерассмотрении Министерством заявления Общества по существу, учитывая, что нормами действующего законодательства не предусмотрено право органа, осуществляющего публичные полномочия, на отказ от рассмотрения какого-либо обращения, заявленного в пределах полномочий данного органа, а также принимая во внимание основание отказа Министерства в рассмотрении заявления Общества, указанное в письме от 05.07.2010 N 12-1/0567/10-а, судебные инстанции правомерно признали оспариваемые действия Министерства не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим суды, руководствуясь частями 2 и 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворили заявленные требования, обязав Министерство рассмотреть по существу заявление Общества с учетом требований действующего законодательства.
Учитывая, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами правильно, фактические обстоятельства дела установлены на основании оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, у суда кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ полномочий, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов в названной части.
Доводы кассационной жалобы Министерства, оспаривающие выводы суда первой и апелляционной инстанции о незаконности оспариваемых действий Министерства, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы Общества о необходимости изменения судебных актов в части возложения обязанности по устранению нарушения допущенных прав были предметом оценки суда апелляционной инстанции, также подлежат отклонению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Резолютивная часть обжалуемого решения суда содержит указание на обязанность Министерства устранить допущенные нарушения прав кооператива путем рассмотрения по существу заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка.
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств соблюдения Министерством требований статьи 34 ЗК РФ, пунктов 2.7, 2.9 Порядка, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации, процедуры проведения торгов, судебные инстанции обоснованно признали необходимым, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "ЛЕМИНГ" о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011 по делу N А55-16590/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
...
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств соблюдения Министерством требований статьи 34 ЗК РФ, пунктов 2.7, 2.9 Порядка, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации, процедуры проведения торгов, судебные инстанции обоснованно признали необходимым, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "ЛЕМИНГ" о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 мая 2011 г. N Ф06-3826/11 по делу N А55-16590/2010