Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2011 г. N Ф06-3639/11
г. Казань
30 мая 2011 г. |
Дело N А12-15976/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Королевой Н.Н., Гарифуллиной К.Р.,
при участии представителя:
истца - Данилова Р.В. (доверенность от 26.12.2010),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Романо", г. Волжский Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2010 (судья Машлыкин А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи: Камерилова В.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-15976/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Романо", г. Волжский (ИНН 3435028800), к управлению муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, при участии третьих лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области, г. Волжский, общества с ограниченной ответственностью "Квазар", г. Волжский (ИНН 3435086601), о взыскании излишне уплаченных 344 364 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Романо" (далее - ООО "Романо", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Управлению муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - управление) о взыскании 344 364 руб. суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), включенного в состав рыночной стоимости объекта, приобретенного на торгах по продаже муниципального имущества.
Исковые требования основаны на положениях статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что общество в установленном порядке приобрело объект муниципальной собственности, в продажную стоимость которого включен НДС, однако ответчик не возвратил уплаченную сумму налога.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Квазар" (далее - ООО "Квазар").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2010 в иске отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
Судебные инстанции исходили из того, что итоговая величина рыночной стоимости объекта, который был реализован в порядке, установленном законодательством о приватизации, определялась без учета НДС, условия договора купли-продажи также не содержат условий о включении в цену объекта НДС.
В кассационной жалобе ООО "Романо", поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства, иск удовлетворить.
Заявитель полагает, что судом не учтено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2009 N 03-07-15/147, согласно которому при определении налоговой базы по НДС стоимости в отношении объектов государственной или муниципальной собственности, реализуемой по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, включает НДС, поскольку в данном случае доход определяется на основании договора общество обязано исчислить и удержать НДС из цены в силу налогового законодательства.
Представитель ООО "Романо" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил отменить судебные акты.
В отзыве на жалобу управление просило оставить судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании протокола открытых аукционных торгов от 13.03.2009 N 554 между управлением (продавец) и ООО "Романо" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.03.2009 N 281-КП.
Согласно разделу 2 договора купли-продажи начальная стоимость нежилого помещения общей площадью 67,3 кв. метров на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Энгельса, д. 30, составляет 2 150 000 руб., продажная аукционная цена - 2 257 500 руб.
Фактическая передача объекта подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами.
Платежными поручениями от 05.04.2009 N 45 и от 10.03.2009 N 28 подтверждается оплата стоимости объекта.
Начальная цена приватизируемого имущества устанавливалась на основании отчета об оценке от 11.12.2008 N 71, выполненного независимым оценщиком - ООО "Квазар", итоговая величина составила 2 150 000 руб. без учета НДС.
В связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области направлено сообщение от 25.02.2010 N 11-24/015170, согласно которому обществу предлагалось представить пояснения по вопросу исчисления и уплаты НДС при приобретении муниципального имущества по договору купли-продажи от 16.03.2009 N 281-КП.
Письмом от 13.05.2010 N 18/1880 общество со ссылкой на пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации потребовало возвратить на расчетный счет сумму НДС в размере 344 364 руб.
В ответе на требование управление сообщило, что в аукционную стоимость объекта согласно отчету об оценке сумма налога не включалась (письмо от 19.05.2010 N 18/9727).
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и выработанной судебно-арбитражной практике.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с участием субъектов предпринимательской деятельности в приватизации государственного и муниципального имущества регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Согласно статье 12 Закона о приватизации, применяемой во взаимосвязи с правилами статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), проведение оценки является обязательным при продаже объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальному образованию.
Статьей 11 Закона об оценочной деятельности установлены общие требования, предъявляемые к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию в отчете об оценке информации, используемой при ее проведении, методологии оценки и расчетов, не содержится и указаний по определению стоимости объекта оценки с учетом НДС.
Пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
Однако результаты проведения оценки объекта ООО "Романо" в установленном порядке оспорены не были.
Судебные инстанции правомерно исходили из того, что в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки.
Таким образом, применительно к спорному случаю, рыночная стоимость объекта, определенная независимым оценщиком без НДС, была включена в договор приватизации муниципального имущества, который подписан ООО "Романо" без протокола разногласий относительно рыночной стоимости объекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о приватизации к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.
На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Закон о приватизации не предусматривает применение налогового законодательства к отношениям, возникающим в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности недвижимого имущества.
Данная правовая позиция относительно толкования указанных правовых норм изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2011 N 13661/10.
Таким образом, поскольку содержание договора купли-продажи недвижимого имущества, приобретенного ООО "Романо" в порядке приватизации, регулируется нормами гражданского законодательства, к условиям такой сделки не применяется налоговое законодательство и соответствующие рекомендации федеральных органов исполнительной власти по применению норм налогового законодательства.
Гражданское законодательство не предусматривает возможность уменьшения на сумму НДС ранее согласованной сторонами договором цены имущества, определенной независимым оценщиком, в которую сумма налога не включена.
По существу доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 по делу N А12-15976/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
...
Судебные инстанции правомерно исходили из того, что в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о приватизации к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.
На основании пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Закон о приватизации не предусматривает применение налогового законодательства к отношениям, возникающим в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности недвижимого имущества.
Данная правовая позиция относительно толкования указанных правовых норм изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2011 N 13661/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2011 г. N Ф06-3639/11 по делу N А12-15976/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3639/11