Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2011 г. N Ф06-3630/11
г. Казань
31 мая 2011 г. |
Дело N А55-18807/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ступак Е.Н., доверенность от 25.08.2010 N 5,
1-го ответчика - Ларионовой Е.Н., доверенность от 22.11.2010 N 04-11/1468,
2-го ответчика - Суркина С.А., доверенность от 08.06.2010 N 12-21/407,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2010 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-18807/2010
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Железнодорожного района городского округа Самара (ИНН 6311026073, ОГРН 1036300005895), г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решений и обязании возвратить налог на добавленную стоимость,
УСТАНОВИЛ:
комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Железнодорожного района городского округа Самара (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (далее - инспекция) от 25.05.2010 N 12-42/975, 12-42/976, 12-42/977, 12-42/978 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и решений Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление) от 13.07.2010 N 03-15/17774, 03-15/17772, 03-15/17771, 03-15/17769, обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов комитета путем возмещения в форме возврата налога на добавленную стоимость за налоговые периоды январь, февраль, март, апрель 2007 года в общей сумме 10 449 074 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Инспекция считает, что комитет осуществлял свою деятельность как структурное подразделение администрации городского округа Самара, в связи с чем эта деятельность не признается объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных комитетом уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за январь, февраль, март, апрель 2007 года.
Согласно вышеназванным уточненным декларациям, у комитета сложилась сумма налога на добавленную стоимость к возмещению из федерального бюджета, в общей сумме 10 499 074 рублей.
По результатам проведенных проверок инспекций приняты решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость. Решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по спорным периодам инспекцией не принято.
Жалобы общества на решения инспекции оставлены управлением без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленное требование, суды правомерно исходили из следующего.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, а так же из Положения "О комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Железнодорожного района г. Самары" (далее - Положение о комитете), комитет является юридическим лицом, созданным в форме учреждения.
В силу положений статей 11, 143 Кодекса учреждения являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В рассматриваемые периоды основным видом деятельности комитета являлась реализация коммунальных услуг населению, а также услуг по ремонту и содержанию общедомового имущества.
Согласно пункту 1.3 Положения о комитете, ему по договору передано право оперативного управления муниципальным жилым и нежилым фондом (включая внутриквартальные и придомовые территории). Во исполнение данного Положения заключен договор использования имущества муниципальной казны от 13.05.2005 N 000047Ф.
Судами установлено, что комитетом от собственного имени и за свой счет заключены договоры с ресурсоснабжающими и оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги организациями на обеспечение населения водой, теплом, прием сточных вод и т.д. По вышеуказанным договорам комитет несет всю полноту обязанностей, возникших из гражданско-правовых отношений, в том числе по оплате приобретенных коммунальных услуг, содержанию внутридомовой инженерной инфраструктуры для обеспечения надлежащего режима теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения.
Таким образом, как правильно отмечено судами, налогоплательщик выступает исполнителем коммунальных услуг (субъектом их реализации) в отношении граждан и несет ответственность за конечный результат (получение гражданами надлежащего уровня обслуживания, комфорта), а не ограничивается ответственностью за выполнение лишь отдельных элементов производственно-технологического процесса оказания данных услуг.
Статус комитета как исполнителя жилищно-коммунальных услуг подтверждается действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), а также Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которому (пункт 17 статьи 2) под потребителем коммунальных ресурсов понимается не отдельный собственник помещения, а управляющая организация, в рассматриваемом случае - комитет.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Плата за жилищно-коммунальные услуги относится к регулируемым ценам. При этом плата за жилищно-коммунальные услуги является ценой реализации для комитета, а не для генерирующих компаний, которые расчетов с гражданами не ведут и применяют иные тарифы, установленные актами органов тарифообразования Самарской области, в частности, приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 09.12.2005 N 88, от 26.11.2004 N 39, от 08.12.2005 N 60.
Обстоятельства, связанные с применением тарифов, подтверждаются с одной стороны, платежными квитанциями, книгами продаж и регистрами бухгалтерского учета налогоплательщика, отражающими размер его выручки; с другой стороны, счетами-фактурами поставщиков и подрядчиков налогоплательщика, книгами покупок.
Пунктом 13 статьи 40 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно специальной норме, содержащейся в абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с тем, что регулируемая цена на жилищно-коммунальные услуги для населения установлена на уровне ниже расходов комитета по производству и реализации данных услуг, у него складывается убыток, субсидируемый из местного бюджета городского округа Самары (что подтверждается выписками из бюджетных росписей, сметами, уведомлениями о лимитах бюджетных ассигнований и платежными поручениями о перечислении субсидий). Также у комитета образуется сумма превышения налога предъявленного (и уплаченного) поставщикам и подрядчикам над налогом, полученным от граждан-покупателей в составе платы за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, как правильно указано судами, у комитета имеются основания для принятия налога на добавленную стоимость к вычету и возмещению из федерального бюджета в соответствии со статьями 171-173 и 176 Кодекса.
Доводы заявителя жалобы о том, что комитет входит в систему органов местного самоуправления, осуществляет в рамках возложенных на них полномочий по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием были рассмотрены и оценены судами и не нашли своего подтверждения.
Как правильно отмечено судами, согласно пункту 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара; Глава городского округа Самара; Администрация городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Иных муниципальных органов, входящих в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара, Уставом не предусмотрено.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления отнесены органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Между тем комитет не является избираемой организацией или организацией, образованной законодательным (представительным) органом власти.
Также следует учесть, что вопрос определения статуса отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений администрации городского округа Самара был предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда по делу N 05-912 указала, что согласно части 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Следовательно, сами по себе отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации не являются органами местного самоуправления и не вправе решать вопросы местного значения.
Поэтому выводы судов о том, что деятельность комитета, в том числе предоставление им коммунальных услуг населению, осуществляется не в рамках исключительных полномочий органов власти, правомерны.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А55-18807/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно отмечено судами, согласно пункту 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят: Дума городского округа Самара; Глава городского округа Самара; Администрация городского округа Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Иных муниципальных органов, входящих в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара, Уставом не предусмотрено.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления отнесены органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Между тем комитет не является избираемой организацией или организацией, образованной законодательным (представительным) органом власти.
Также следует учесть, что вопрос определения статуса отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений администрации городского округа Самара был предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда по делу N 05-912 указала, что согласно части 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Следовательно, сами по себе отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации не являются органами местного самоуправления и не вправе решать вопросы местного значения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2011 г. N Ф06-3630/11 по делу N А55-18807/2010