Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2011 г. N Ф06-3467/11
г. Казань
01 июня 2011 г. |
Дело N А55-14598/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Казанцевой О.К., доверенность от 18.10.2010 N 00001/502-д,
ответчика - Рубель Ю.В., доверенность от 11.01.2011 N 88/7,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2010(судья Селиваткин В.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-14598/2010
по заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ" Самарской области (ИНН 6320002223 ОГРН 1026301983113) г. Тольятти к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц - открытого акционерного общества "Тевис", г. Тольятти Самарской области, открытого акционерного общества "Астро-Волга", г. Тольятти Самарской области, закрытого акционерного общества СО "АСОЛЬ", г. Тольятти Самарской области, общества с ограниченной ответственностью МСК "АСКО-ВАЗ", г. Тольятти Самарской области, о признании незаконным решения и предписания от 05.05.2010 по делу N 6337-09/7,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (далее - ОАО "АВТОВАЗ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 05.05.2010 по делу N 6337-09/7 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ОАО "АВТОВАЗ" в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой и апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Тевис" также представило отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает, что судебные акты являются законными и обоснованными.
В судебное заседание третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, ходатайства не заявлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, антимонопольным органом 05.05.2010 вынесено решение по делу N 6337-09/7, которым ОАО "АВТОВАЗ", ОАСО "АСтрО-Волга", ЗАО СО "АСОЛЬ", ООО МСК "АСКО-ВАЗ" признаны нарушившими пункт 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а именно: заключая договоры страхования за счет собственных средств, дочерние и зависимые общества ОАО "АВТОВАЗ" руководствуются не нормами действующего законодательства и экономической целесообразностью, а условиями заключенного между ОАО "АВТОВАЗ" и страховыми организациями соглашения.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано заявителю предписание от 05.05.2010 о прекращении в срок до 01.07.2010 нарушения антимонопольного законодательства, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем направления дочерним и зависимым обществам ОАО "АВТОВАЗ" разъяснительных писем, содержащих информацию о том, что политика ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования, утвержденная 03.06.2003, в настоящее время является недействующей, содержащиеся в ней положения о необходимости заключения дочерними и зависимыми обществами ОАО "АВТОВАЗ" договоров страхования в определенных страховых компаниях (по видам страхования) противоречат антимонопольному законодательству и не подлежат применению, при выборе страховой компании для заключения договоров обязательного и добровольного страхования дочерние и зависимые общества ОАО "АВТОВАЗ" должны руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации и экономической целесообразностью.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно материалам дела, основанием для возбуждения дела N 6337-09/7 послужило соглашение о сотрудничестве, партнерстве и взаимодействии в решении вопросов страхования интересов ОАО "АВТОВАЗ" между ОАО "АСтрО-Волга", ЗАО СО "АСОЛЬ", ЗАО СК "ВЕСКО" и ООО МСК "АСКО-ВАЗ" на период до 2005 года (далее по тексту - Соглашение о сотрудничестве), заключенное в апреле 2003 года.
Согласно материалам дела, 03.06.2003, после подписания Соглашения о сотрудничестве, была разработана Политика ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования и утверждена президентом - генеральным директором Общества, являющаяся локальным актом Общества.
Судами установлено, что в соответствии с 3 разделом указанной Политики, заявитель рекомендует предприятиям, работающим в системе ОАО "АВТОВАЗ", учитывать интересы дочерних, зависимых страховых организаций при заключении страховых договоров согласно утвержденному перечню.
Данная политика является обязательной для дочерних и зависимых обществ ОАО АВТОВАЗ".
В соответствии с подпунктами 3, 4, 8 пункта 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции установлен запрет соглашений между хозяйствующими субъектами или согласованных действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров, либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Судами правомерно указано, что изложенные положения Закона о защите конкуренции содержались и в статье 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (в редакции от 02.02.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", действовавшей в период заключения Соглашения о сотрудничестве.
В пункте 4.4. вышеназванного соглашения указано, что оно заключено на период 2005 года и действует до заключения нового соглашения.
Согласно материалам дела 29.09.2008 ОАО "АВТОВАЗ" была принята новая "Политика ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования рисков.
Суды пришли к выводу, что до принятия (29.09.2008) ОАО "АВТОВАЗ" новой "Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования рисков, деятельность заявителя в области страхования проводилась с нарушением Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5.1 новой "Политики ОАО "АВТОВАЗ" деятельность при заключении договоров страхования осуществляется на конкурсной основе, то есть действующая "Политика ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования соответствует положениям Закона о защите конкуренции.
Судами установлено, что указанное обстоятельство не оспаривается антимонопольным органом, что следует из решения от 05.05.2010 по делу N 6337-09/7.
Из оспариваемого решения следует, что комиссией Самарского Управления Федеральной антимонопольной службы, в результате проведенного опроса, установлено, что отдельные дочерние и зависимые общества ОАО "АВТОВАЗ" в настоящее время продолжают руководствоваться положениями Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования (от 03.06.2003), которые противоречат антимонопольному законодательству.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, пришли к выводу, что довод антимонопольного органа, положенный в основу решения от 05.05.2010 о нарушении ОАО "АВТОВАЗ" Закон о защите конкуренции после принятия 29.09.2008 новой "Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования рисков, не подтверждается материалами дела.
В связи с тем, что 29.09.2008 заявителем принята новая "Политика ОАО "АВТОВАЗ", которая соответствует положениям Закона о защите конкуренции, суды пришли к выводу, что ОАО "АВТОВАЗ" с указанного времени в добровольном порядке устранены нарушения Закона о защите конкуренции.
Кроме того, данный факт также подтверждается показаниями представителей ОАО "Тевис", ОАСО "Астро-Волга", ЗАО СО "АСОЛЬ", ООО "МСК "АСКО-ВАЗ" при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Судами установлено, что заявитель и зависимые от него общества являются юридическими лицами, доказательств того, что их правоспособность ограничена, либо их права нарушены иным образом со стороны ОАО "АВТОВАЗ", в материалы дела не представлено.
Судами правомерно указано, что доводы антимонопольного органа на то, что отдельные дочерние и зависимые общества ОАО "АВТОВАЗ" в настоящее время продолжают руководствоваться положениями Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования (от 03.06.2003), которые противоречат антимонопольному законодательству, документально не подтверждены.
Общество свободно в выборе страховой компании для страхования любых рисков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Поэтому общество и без заключения Соглашения о сотрудничестве могло застраховать свои риски в любой из страховых компаний по своему усмотрению, в том числе распределив полномочия по страхованию между компаниями именно так, как это сделано в пункте 3 Соглашения о сотрудничестве.
Пунктом 1 статьи 48 Закон о защите конкуренции предусмотрено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно нормам Закона о защите конкуренции, при каждом рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении, принятом по его результатам, комиссия в любом случае должна отразить мотивированные выводы относительно рассмотренного состава правонарушения и его наличия либо отсутствия в действиях конкретного лица (хозяйствующего субъекта либо государственного органа).
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что антимонопольный орган не представил доказательства нарушения ОАО "АВТОВАЗ" подпунктов 3, 4, 8 пункта 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции после принятия последним 29.09.2008 новой Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования рисков.
Кроме того, судами обоснованно указано, что незаконным является и предписание антимонопольного органа от 05.05.2010, принятое на основании решения от 05.05.2010 по делу N 6337-09/7.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А55-14598/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, пришли к выводу, что довод антимонопольного органа, положенный в основу решения от 05.05.2010 о нарушении ОАО "АВТОВАЗ" Закон о защите конкуренции после принятия 29.09.2008 новой "Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования рисков, не подтверждается материалами дела.
В связи с тем, что 29.09.2008 заявителем принята новая "Политика ОАО "АВТОВАЗ", которая соответствует положениям Закона о защите конкуренции, суды пришли к выводу, что ОАО "АВТОВАЗ" с указанного времени в добровольном порядке устранены нарушения Закона о защите конкуренции.
...
Пунктом 1 статьи 48 Закон о защите конкуренции предусмотрено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно нормам Закона о защите конкуренции, при каждом рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении, принятом по его результатам, комиссия в любом случае должна отразить мотивированные выводы относительно рассмотренного состава правонарушения и его наличия либо отсутствия в действиях конкретного лица (хозяйствующего субъекта либо государственного органа).
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что антимонопольный орган не представил доказательства нарушения ОАО "АВТОВАЗ" подпунктов 3, 4, 8 пункта 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции после принятия последним 29.09.2008 новой Политики ОАО "АВТОВАЗ" в области страхования рисков."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2011 г. N Ф06-3467/11 по делу N А55-14598/2010