Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-4026/11
г. Казань
02 июня 2011 г. |
Дело N А57-7201/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, - извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.12.2010 (судья Сенякина И.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-7201/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" к жилищно-строительному кооперативу "Меридиан-95", г. Саратов, о взыскании задолженности в сумме 477 752,69 руб., с участием третьих лиц: товарищества собственников жилья "Рассвет-2009", г. Саратов, товарищества собственников жилья "Триумф", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Саратовская газовая компания" (далее - ООО "СГК", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Меридиан-95" (далее - ЖСК "Меридиан-95", Кооператив, ответчик) о взыскании 477 752,69 руб., в том числе задолженности по оплате поставленного природного газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа по договору от 01.01.2009 N 46-5-10603/09 за декабрь 2009 года в сумме 184 318,65 руб., по договору от 01.01.2010 N 46-5-10603/10 за период с января по март 2010 года в сумме 288 685 руб., а также оказанных услуг по включению надземного газопровода (возобновлению подачи газа) в сумме 4748,32 руб.
До принятия судом первой инстанции решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований в связи с частичным погашением задолженности и просил взыскать с ответчика основной долг за период с декабря 2009 года по февраль 2010 года в сумме 339 826,66 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Рассвет-2009" и "Триумф".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.12.2010 произведено процессуальное правопреемство путем замены истца - ООО "СГК" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", Общество). Исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" удовлетворены частично: с ЖСК "Меридиан-95" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" взыскана задолженность по договорам поставки газа от 01.01.2009 N 46-5-10603/09 и от 01.01.2010 N 46-5-10603/10 по оплате поставленного природного газа, снабженческо-сбытовых услуг по транспортировке газа за период с декабря 2009 года по февраль 2010 года включительно в сумме 229 095,06 руб., услуг по включению надземного газопровода (возобновлению подачи газа) в ноябре 2009 года в сумме 4748,32 руб., а всего в общей сумме 233 843,38 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 7676,86 руб. В остальной части исковых требований отказано. ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению от 01.06.2010 N 6795.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 решение суда первой инстанции от 10.12.2010 изменено в части взыскания расходов по оплате государственной пошлины и с ЖСК "Меридиан-95" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" взыскано 9 769,88 руб. государственной пошлины по иску. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" просит частично изменить названные решение и постановление судов и удовлетворить исковые требования в полном объеме, считая, что данные судебные акты не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя жалобы, розничные цены на газ, реализуемый населению, не применяются к объемам газа, используемым такими юридическими лицами, как управляющие компании, для централизованного отопления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, между ООО "СГК" (Поставщик) и ЖСК "Меридиан-95" (Покупатель) были заключены договоры поставки газа от 01.01.2009 N 46-5-10603/09 и от 01.01.2010 N 46-5-10603/10, согласно пунктам 2.1 которых Поставщик обязуется поставлять природный газ Покупателю, а Покупатель - получать (выбирать) природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в том числе и в транзитном потоке.
Разделом 4 договоров предусмотрено, что цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на услуги по его транспортировке, в том числе и в транзитном потоке, по газораспределительным сетям, установленных в порядке, определяемом Правительство Российской Федерации. Расчеты Покупателем за поставляемый газ, услуги по его транспортировке, в том числе и в транзитном потоке, и снабженческо-сбытовые услуги производятся ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным и рассчитываются как разница между фактической стоимостью по договору в соответствии со счетами-фактурами и авансовыми платежами в случае их наличия путем выписки платежных поручений.
Истец во исполнение условий договора за период с декабря 2009 года по март 2010 года поставил природный газ в объеме 239 000 куб.м на сумму 797 785,78 руб. Кроме того, на основании пункта 2.7 договора истцом на объекте ответчика были произведены работы по включению надземного газопровода (возобновлению подачи газа), стоимость которых составила 4748,32 руб.
Указав, что Кооперативом обязательства по оплате поставленного газа исполнены частично, а направленная в его адрес претензия от 14.04.2010 N 12-02-10/1394 о необходимости произвести оплату за поставленный газ оставлена без ответа и удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик в судах первой и апелляционной инстанций не оспаривал задолженность в сумме 233 843,38 руб. и не возражал против ее взыскания, а задолженность в сумме 105 983,28 руб. посчитал излишне начисленной, указав, что она образовалась в результате применения к поставленному объему газа цены, предусмотренной для промышленных потребителей, без учета тарифа, установленного для населения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в выставленных Обществом Кооперативу счетах-фактурах стоимость фактически отобранного газа была рассчитана исходя из цен, установленных для промышленных потребителей. По мнению истца, при расчете стоимости потребленного ответчиком газа и, соответственно, задолженности за поставленный газ, необходимо руководствоваться положениями приказа Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, в соответствии с которым розничная цена на газ для населения не применяется к объемам газа, поставляемым для центрального отопления. Потребление газа с целью выработки тепловой энергии и в последующем продажа этого тепла населению с использованием автономных систем, к которым относятся и котельные крышного, пристроенного и других типов, не относится к видам личного потребления природного газа физическими лицами. В этом случае Кооператив по отношению к жильцам является ресурсоснабжающей организацией, поэтому в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, должен приобретать коммунальные ресурсы (природный газ) для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения по ценам для промышленных потребителей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 Закона о газоснабжении закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 4 Закона о газоснабжении).
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства ЖСК "Меридиан-95" отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.
Как установлено судебными инстанциями, ЖСК "Меридиан-95" не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения. Жилые дома не имеют центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115. Также отсутствует потребление газа на коммерческие цели.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является жилищно-строительный кооператив, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в лице ЖСК вправе приобретать газ у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан. Данный вывод соответствует нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для применения тарифа на газ в отношении ЖСК "Меридиан-95" как для промышленных потребителей, в связи с чем обоснованно отказали во взыскании задолженности за поставленный газ в размере 105 983,28 руб., начисленной истцом за период с декабря 2009 года по февраль 2010 года.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном расчете судом апелляционной инстанции государственной пошлины является необоснованным, поскольку расчет произведен судом верно, соответствует положениям статьи 110 АПК РФ. Также является несостоятельным довод Общества о невозврате ему государственной пошлины в сумме 2000 руб., излише уплаченной при подаче искового заявления, поскольку эта сумма возвращена истцу решением суда первой инстанции от 10.12.2010.
Иные доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 по делу N А57-7201/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства ЖСК "Меридиан-95" отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.
Как установлено судебными инстанциями, ЖСК "Меридиан-95" не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения. Жилые дома не имеют центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115. Также отсутствует потребление газа на коммерческие цели.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является жилищно-строительный кооператив, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2011 г. N Ф06-4026/11 по делу N А57-7201/2010