Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2011 г. N Ф06-3600/11
г. Казань
01 июня 2011 г. |
Дело N А55-7642/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Н.,
судей Нагимуллина И.Р., Александрова В.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2010 (судья Хмелев С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи: Радушева О.Н., Садило Г.М.)
по делу N А55-7642/2010
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Объединенная страховая компания", г. Самара (ИНН 6312013969, ОГРН 1026301414930) к муниципальному образованию городского округа Самара в лице администрации городского округа Самара (ИНН 6315700007) о взыскании 2577 руб. 45 коп., при участии третьих лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерные системы", г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Объединенная страховая компания" (далее - ЗАО "Объединенная страховая компания") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному образованию городского округа Самара в лице администрации городского округа, муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерные системы", муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба", обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" о взыскании (с учетом принятых судом уточнений) в порядке суброгации 2577,45 руб. в возмещение ущерба, причиненного автомобилю ВАЗ-21112, регистрационный номер М 969 МР 63, в результате наезда 04.04.2007 на ул. Парижской коммуны на открытый колодец. Исковые требования мотивированы статьями 965, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 принят отказ от иска к муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерные системы", муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба", обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис". К участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование городского округа Самара в лице администрации городского округа Самара, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерные системы", муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011, исковые требования удовлетворены. С муниципального образования городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу ЗАО "Объединенная страховая компания" взысканы 2577,45 руб. в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, а также расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.
В кассационной жалобе администрация городского округа Самара просит отменить обжалуемые судебные акты и в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Финансовый орган муниципального образования городской округ Самара к участию в деле привлечен не был, однако в отношении него принято решение.
Кроме того, к участию в деле в качестве ответчика не был привлечен Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, который является главным распорядителем средств бюджета городского округа Самара, предусмотренных на строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа.
Муниципальное образование в лице администрации городского округа Самара не является лицом, причинившим вред.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.05.2006 заключен договор страхования средств наземного транспорта (автомобиль ВАЗ-21112, регистрационный номер М 969 МР 63), согласно которому ЗАО "Объединенная страховая компания" обязалось за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) выплатить страхователю (выгодоприобретателю) страховое возмещение в пределах определенной договором суммы.
Водитель Зоркин А.И. 04.04.2007 на ул. Парижской коммуны в г. Самаре, управляя указанной автомашиной, совершил наезд на открытый колодец (колодец ливневой канализации).
Факт повреждения автомашины ВАЗ-21112, регистрационный номер М 969 МР 63, в результате данного наезда подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04.04.2007, схемой осмотра места дорожно-транспортного происшествия и объяснениями водителя от 04.04.2007 и сторонами не оспаривается.
Согласно отчету об оценке транспортного средства, а также смете (расчету) стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составила с учетом износа 5853,38 руб.
На основании страхового акта о размере ущерба на 5154,90 руб. по расходному кассовому ордеру страхователю истцом было выплачено страховое возмещение в указанном размере.
Заявляя требование о взыскании, ЗАО "Объединенная страховая компания" ссылалось на наличие вины, как своего страхователя, так и ответчика в причинении ущерба и положения статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, просило взыскать половину ущерба 2 577,45 руб.
Удовлетворяя требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с постановлением главы города Самары от 11.04.1996 N 414 (в редакции от 29.11.2007) "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Самары" (действовавшего на дату дорожно-транспортного происшествия) содержание, ремонт ливневой канализации производятся в соответствии с "Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" и "Рекомендациями по ремонту и содержанию дождевой канализации" (пункт 1.4) и должны осуществляться собственниками этих инженерных сооружений (пункт 6 постановления главы города Самары от 06.06.1993 N 718 "О ремонте колодцев подземных инженерных сетей").
Кроме того, обязанность по надлежащему содержанию и ремонту ливневой канализации предусмотрена Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 N 168), ГОСТом 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев" (постановление Госстроя Российской Федерации от 17.10.2000 N 105).
Судами установлено, что дождевой коллектор ул. Парижской коммуны в г. Самаре (сети ливневой канализации) включен в реестр муниципального имущества согласно приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 17.08.2009 N 2521, что подтверждается письмом от 25.08.2010 N 15-07-06/44964. Информацией о принадлежности этого имущества в 2007 году Департамент управления имуществом городского округа Самара не располагает.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по содержанию, ремонту ливневой канализации и о наличии в рассматриваемой правовой ситуации совокупности всех элементов для применения к ответчику ответственности в виде возмещения ущерба.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что муниципальное образование в лице администрации городского округа Самара является ненадлежащим ответчиком по делу, является необоснованным, поскольку заявителем в дело не представлено доказательств, что обязанности по содержанию, ремонту ливневой канализации (ул. Парижской коммуны в г. Самаре) в 2007 году переданы какому-либо муниципальному предприятию или службе.
Довод заявителя жалобы о том, что финансовый орган муниципального образования городской округ Самара к участию в деле привлечен не был, однако в отношении него принято решение, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении исков, предъявляемых согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области (решение Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 (в редакции от 24.06.2010) именно администрация городского округа Самара осуществляет исполнение бюджета городского округа Самара (статья 7 Устава городского округа Самара Самарской области).
Учитывая изложенное и принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что главным распорядителем бюджетных средств применительно к спорным правоотношениям является финансовый или иной уполномоченный орган, основания для отмены судебных актов в связи с принятием решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, отсутствуют.
Таким образом, согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца подлежат возмещению за счет казны городского округа Самара.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 по делу N А55-7642/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королева |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области (решение Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 (в редакции от 24.06.2010) именно администрация городского округа Самара осуществляет исполнение бюджета городского округа Самара (статья 7 Устава городского округа Самара Самарской области).
Учитывая изложенное и принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что главным распорядителем бюджетных средств применительно к спорным правоотношениям является финансовый или иной уполномоченный орган, основания для отмены судебных актов в связи с принятием решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, отсутствуют.
Таким образом, согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца подлежат возмещению за счет казны городского округа Самара."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2011 г. N Ф06-3600/11 по делу N А55-7642/2010