г. Казань
07 июня 2011 г. |
Дело N А55-22170/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-22170/2010
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал", г. Самара (ИНН: 6316045489, ОГРН: 1026301170081), общества с ограниченной ответственностью "Волга Девелопмент Групп", г. Самара (ИНН: 6317073753, ОГРН: 1086317001980), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, при участии третьего лица - Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2010 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, выраженное в сообщении от 01.10.2010 N 01/336/2010-441, об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N Н14, площадью 9,7 кв. м (2 этаж, поз. N 2), расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 67-69 / ул. Венцека, 36, и обязании зарегистрировать переход права собственности и право собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявления отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Департамента управления имуществом городского округа Самара от 11.12.2009 N 4115, от08.04.2010 N 1211 и акта приема-передачи от 16.12.2009 муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее - МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал", предприятие) передан в хозяйственное ведение объект недвижимого имущества - нежилое помещение N Н14, площадью 9,7 кв. м (2 этаж, поз. N 2), расположенное по адресу: Самарская область, г.Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 67-69 / ул. Венцека, 36.
Регистрирующий орган осуществил государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2010 серии 63-АД N 586205, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.04.2010 сделана запись регистрации N 63-63-01/350/2009-363.
Общество с ограниченной ответственностью "Волга Девелопмент Групп" (далее - ООО "Волга Девелопмент Групп") на основании договора от 30.06.2010 N 327 приобрело у предприятия указанное нежилое помещение.
Предприятие и ООО "Волга Девелопмент Групп" 12.08.2010 представили в регистрирующий орган пакет документов на государственную регистрацию перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N HI4, площадью 9,7 кв. м (2 этаж, поз. N 2), расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 67-69 / ул. Венцека, 36.
Сообщением от 01.10.2010 N 01/336/2010-441 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации перехода права и права собственности на указанное нежилое помещение.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Аналогичная норма содержится в статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3.5 Положения о порядке передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара, утвержденного постановлением Самарской городской Думы от 01.06.2001 N 76 (далее - Положение) предусмотрено, что для получения письменного согласия на совершение сделки с недвижимым имуществом, крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия, иной сделки, предприятие представляет в Департамент управления имуществом городского округа Самара документы по перечню, утверждаемому Департаментом.
В течение тридцати дней с момента получения необходимых документов, указанных в пункте 3.5. настоящего Положения, Департамент управления имуществом городского округа Самара принимает решение о согласовании соответствующих сделок по распоряжению имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, либо об отказе в их согласовании (пункт 3.6 Положения).
В ответ на обращение предприятия Департамент управления имуществом городского округа Самара письмом от 29.06.2010 N 15-07-04/34072 дал согласие на реализацию объекта недвижимого имущества - нежилое помещение NН14, площадью 9,7 кв. м (2 этаж, поз. N 2), расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, д. 67-69 / ул. Венцека, 36.
При осуществлении сделки от 30.06.2010 N 327 между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, отчуждение имущества произведено по рыночной цене и стоимость нежилого здания оплачена покупателем.
Сделка купли-продажи недвижимого имущества совершена с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Согласно пункту 2.3 Устава МП г.о. Самара "Ремжилуниверсал" предприятие вправе осуществлять операции с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, в том числе с целью реконструкции и (или) ремонта строений, объектов благоустройства городского округа и приобретения жилых помещений.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 1.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16.12.2009 N 841, ФАС России и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Преференция представляет собой помощь, льготу, предоставляемую исключительно федеральным или государственным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления.
Объект недвижимости реализован хозяйствующим субъектом -муниципальным предприятием посредством заключения договора купли-продажи по цене, установленной независимым оценщиком, и не является льготной, что подтверждается отчетом об оценке N 51-ФИ-10.
Реализация муниципальным предприятием объекта недвижимости, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, путем заключения договора купли-продажи, не является муниципальной преференцией.
Договор купли-продажи от 30.06.2010 N 327 соответствует требованиям действующего законодательства, уставной деятельности муниципального предприятия.
Выводы суда о применении норм права правомерны.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А55-22170/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 1.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16.12.2009 N 841, ФАС России и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2011 г. N Ф06-4573/11 по делу N А55-22170/2010