г. Казань
09 июня 2011 г. |
Дело N А55-7247/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Салиховой З.И., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца - Абрамцевой Н.В. (доверенность от 31.03.2011 N 96),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лига-Волга"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2010 (судья Чайников В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи Лукьянова Т.А., Садило Г.М.)
по делу N А55-7247/2010
по исковому заявлению муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ИНН 6316029945, ОГРН 1026301167420) к закрытому акционерному обществу "Лига-Волга" (ИНН 6315210475, ОГРН 1026300955450) о взыскании 144 852, 38 руб. задолженности, третье лицо - Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Лига-Волга" (далее - ответчик) о взыскании 144 852 руб. 38 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2010 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 решение суда первой инстанции от 10.09.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что ответчик ничего не производит и его деятельность связана с оказанием услуг по жилищно-коммунальному хозяйству в гостинице. Поэтому санкции за сброс сточных вод с содержанием тяжелых металлов в систему городской канализации могут быть применены к нему только при промышленном производстве.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит судебные акты оставить без изменения, ссылается на то, что превышение содержания вредных веществ установлено лабораторным путем, то есть на основании объективных данных. Ответчик не представил контрольную пробу арбитражной лаборатории в целях доказательств отсутствия загрязняющих веществ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 13.09.1995 между истцом и ответчиком заключен договор N 3005 об отпуске и потреблении питьевой воды, сбросе и приеме сточных вод, по условиям которого истец отпускает ответчику питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации, а ответчик оплачивает израсходованную питьевую воду и принятые предприятием водопроводно-канализационного хозяйства сточные воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила) регламентировано, что регулирующие отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов, действующие на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Исходя из пункта 3 договора от 13.09.1995 N 3005, пункта 1 приложения N 1 к договору, качество отводимых стоков от предприятия абонента в систему коммунальной канализации истца должно соответствовать установленным нормативам временно согласованных сбросов согласно постановлению главы города Самары от 24.10.1994 N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" (далее -постановление N 1497).
Постановлением N 1497 предусмотрено, что одновременно отбирается 3 пробы. Первая проба обрабатывается предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, вторая - абонентом и хранится, но не более 7 дней, до получения результатов анализов.
При наличии разногласий между абонентом и предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, контрольная проба доставляется в арбитражную лабораторию, где за установленную плату за счет абонента выполняются анализы.
В соответствии с условиями договора были отобраны пробы в контрольных колодцах и проведены анализы отобранных проб (II, III, IV кварталы 2009 года).
Истцом и ответчиком был произведен отбор проб, о чем свидетельствуют акты отбора сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации г. Самары от 12.05.2009, от 03.06.2009, от 11.08.2009, от 13.10.2009.
По результатам протоколов от 14.05.2009 N 442, от 05.06.2009 N 557, от 13.08.2009 N 773, от 16.10.2009 N 1040 анализов отбора проб сточных вод, отводимых ответчиком (абонентом) в систему канализации, зафиксировано превышение отдельных ингредиентов в сточных водах.
Протоколы анализа проб из арбитражной лаборатории ответчик истцу не представил, в связи с чем расчет платы за сбросы загрязняющих вредных веществ в систему городской канализации за II, III, IV кварталы 2009 года был произведен на основании данных анализа, проведенного аккредитованной лабораторией.
Расчет объема сброшенных загрязняющих веществ и стоимости оплаты за сброс загрязняющих веществ произведен истцом на основании норматива (Приложение N 1) к временной методике расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами, утвержденной постановлением N 1497, и составил: за II квартал 2009 года 70 092 руб. 66 коп., за III квартал 2009 года 54 996 руб. 58 коп., за IV квартал 2009 года 19 763 руб.14 коп., всего на общую сумму 144 852 руб. 38 коп., ответчиком впоследствии не подписан.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса для всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приведенными положениями, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" администрацией Самарской области было принято постановление от 05.08.1993 N 259 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов на территории Самарской области".
Во исполнение указанных выше нормативных актов главой города Самара постановлением N 1497 утверждены "Временный порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" и "Временная методика расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами".
При расчете платы применяются установленные действующим законодательством базовые нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов (постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344).
К утвержденным нормативам платы применяется коэффициент экологической ситуации по г. Самаре, а индекс инфляции - согласно установленному коэффициенту федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Протоколами химического анализа сточных вод подтвержден сброс ответчиком сточных вод, качество которых не соответствует нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, контррасчет задолженности ответчиком не представлен.
Доводу ответчика о том, что он ничего не производит, а лишь оказывает жилищно-коммунальные услуги, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.
В соответствии с пунктом 88 правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, установлена обязанность абонента своевременно производить оплату за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, учитывая результаты анализов проб сточных вод.
Предоставление коммунальных услуг уставом общества не закреплено, услуги водоснабжения и водоотведения оказываются ответчиком для гостиницы, расположенной по адресу: г.Самара, Волжский пр., д.29, находящейся в собственности последнего.
С учетом положений правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.1999 N 1104, правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответчик не оказывает коммунальные услуги населению.
С учетом изложенного, вывод судов предыдущих инстанций о наличии основания для удовлетворения заявленного искового требования по взысканию задолженности, является правомерным.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении данного дела не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу N А55-7247/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приведенными положениями, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" администрацией Самарской области было принято постановление от 05.08.1993 N 259 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов на территории Самарской области".
...
При расчете платы применяются установленные действующим законодательством базовые нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов (постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344).
...
В соответствии с пунктом 88 правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, установлена обязанность абонента своевременно производить оплату за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, учитывая результаты анализов проб сточных вод.
...
С учетом положений правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.1999 N 1104, правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответчик не оказывает коммунальные услуги населению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2011 г. N Ф06-3023/11 по делу N А55-7247/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3023/11