г. Казань
15 июня 2011 г. |
Дело N А55-11033/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-11033/2010
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления государственной архивной службы Самарской области, государственного учреждения Самарской области "Центральный государственный архив Самарской области" к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным внесения объекта недвижимого имущества площадью 2575,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35 в реестр муниципальной собственности и обязании исключить из реестра муниципальной собственности указанный объект, при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, муниципального предприятия городского округа Самара "Перспектива", г. Самара, главы городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2010 признаны незаконными действия Департамента управления имуществом городского округа Самара по внесению объекта недвижимого имущества, площадью 2575,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35 в реестр муниципальной собственности. Суд обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить допущенные нарушении прав и законных интересов заявителей путем исключения из реестра муниципальной собственности объекта недвижимого имущества, площадью 2575,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, на основании решения Самарского горсовета от 15.05.1925 за Губернским архивным бюро закреплено право на владение домом N 53 по улице Кооперативной.
Согласно архивным справкам от 30.04.2010, 12.10.2010 N 01-28/216 с 1924 года по настоящее время нежилое здание по ул. Молодогвардейской, д. 35 (до 1948 года улица Кооперативная, д. 53) используется под областной госархив (Центральный государственный архив Самарской области).
С 1939 по 1962 годы областной госархив находился в ведении архивного отдела при Управлении НКВД (МВД) СССР по Куйбышевской области. В 1962 году архивные учреждения из системы МВД были переданы в ведение Областных исполнительных комитетов (далее - Облисполкомов).
На основании решения Куйбышевского Облисполкома от 31.01.1962 N 73 организован архивный отдел Куйбышевского (с 25.01.1991 - Самарского) Облисполкома и с этого времени госархив находится в ведении отраслевого органа исполнительной власти области (с 2001 г. - Управления государственной архивной службы Самарской области).
Земельный участок площадью 0,275 га, на котором располагается здание госархива, передан постановлением администрации г. Самары от 28.04.1993 N 670 госархиву в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании постановления главы г. Самары от 20.02.2004 N 77 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Управлением государственной архивной службы Самарской области 16.04.2004 заключен договор N 000239Л безвозмездного пользования муниципальным имуществом - нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35, общей площадью 2575,5 кв. м для осуществления деятельности, предусмотренной Положением об управлении.
Постановлением главы г. Самары от 30.05.2007 N 352 отменено постановление от 20.02.2004 N 77.
До декабря 2007 года госархив являлся структурным подразделением Управления государственной архивной службы Самарской области, правовые и финансовые операции по распоряжению недвижимым имуществом осуществляло Управление государственной архивной службы Самарской области совместно с Министерством имущественных отношений Самарской области.
На основании постановления губернатора Самарской области от 25.12.2007 N 242 создано государственное учреждение Самарской области "Центральный государственный архив Самарской области". Согласно пункту 1.4 устава учредителями архива являются Управление государственной архивной службы Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.
Государственное учреждение Самарской области "Центральный государственный архив Самарской области" 15.04.2008 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за единым государственным регистрационным номером 10863170022177, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
Объект недвижимости площадью 2575,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35 согласно выписке N 15-07-06/65217 состоит в реестре муниципальной собственности N 005646.
Основанием для включения объекта недвижимости в реестр муниципального имущества является решение Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222.
Согласно сведениям, представленным муниципальным предприятием городского округа Самара "Перспектива" (далее - МП г.о. Самара "Перспектива") от 02.06.2010 нежилое здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35, на момент передачи его в муниципальную собственность - 17.09.1992 находилось на балансе Производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста Самарского района г. Самары, которое впоследствии преобразовано в муниципальное предприятие г. Самары "Производственный жилищно-ремонтный эксплуатационный трест Самарского района", переименованное в муниципальное предприятие г.о. Самара "Перспектива".
Нахождение на балансе Производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста Самарского района г. Самары спорного объекта недвижимости МП г.о. Самара "Перспектива" подтверждается книгой учета основных средств, согласно которой в составе объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д.35, значится, в том числе горархив.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Самары от 26.08.1994 N 822 в оперативное управление Дирекции единого заказчика Самарского района переданы объекты жилого и нежилого фонда, находящиеся на балансе Производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста Самарского района, согласно Приложению N 1.
Согласно Закону СССР от 06.03.1990"О собственности в СССР" и Закону РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР" имущество, находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности, собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя, прежде всего из того, в ведении какого уровня органов государственной власти и управления находилось то или иное имущество.
В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производились на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1), а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (далее - Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления права собственности).
Разграничение имущества осуществлялось в соответствии с перечнями объектов, содержащихся в приложениях N 1-3 к постановлению N 3020-1.
Имущество архивных учреждений не указано в приложениях N 1-3 к постановлению N 3020-1.
Согласно пунктам 3, 6 постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, не указанные в приложениях N 1-3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их законодательных органов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Передача данных объектов в собственность субъектов Российской Федерации осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации, которое принимает окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений соответствующих Советов народных депутатов в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Если по истечении данного срока постановление не было принято, предложения Советов народных депутатов считаются удовлетворенными, а принятие объектов в собственность оформляется решением органа, внесшего предложения (пункт 8 постановления N 3020-1).
Согласно пунктам 1, 7 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления права собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, для передачи объектов в государственную собственность субъектов Российской Федерации соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов согласно установленной форме. Представленные перечни объектов подлежат регистрации Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом в день их поступления.
В соответствии с пунктом 9 Положения, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.3.1992 N 114-рп для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1.
Объекты Государственной архивной службы не указаны в приложении N 3 к указанному выше постановлению, то они не могли быть включены в муниципальную собственность. Эти объекты должны были передаваться в собственность субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12.11.1992 N 1352 "О закреплении имущества за органами и учреждениями государственной архивной службы России" установлено, что имущество, в том числе недвижимое, находящееся или передаваемое в оперативное управление органам и учреждениям Государственной архивной службы России, закрепляется за ними на праве бессрочного владения, пользования и распоряжения им. Собственникам закрепленного за органами и учреждениями Государственной архивной службы России имущества, передаваемого им в оперативное управление, запрещено изымать это имущество или перераспределять его между другими созданными ими юридическими лицами.
Приказом Роскомархива от 24.11.1992 N 213 установлено, что имущество, в том числе недвижимое, находящееся или передаваемое в оперативное управление органам и учреждениям Государственной архивной службы России, закрепляется за ними на праве бессрочного владения, пользования и распоряжения им.
Объект недвижимого имущества, нежилое здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35, использовавшийся исключительно для целей размещения государственного архива Самарской области, в силу прямого предписания Указа Президента Российской Федерации от 12.11.1992 N 1352 был закреплен за Управлением Государственной архивной службы Самарской области
Спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества в составе имущества, находящегося на балансе Самарского Производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста (в настоящее время - МП г.о. Самара "Перспектива").
В перечне предприятий, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, утвержденном решением Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222, спорное имущество отсутствует.
Нежилое здание площадью 2575,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35, начиная с 1925 года используется учреждениями Самарской области для обеспечения сохранности архивных документов. Из технического паспорта, экспликации к плану строения, на объект недвижимости, расположенный по улице Молодогвардейской, д. 35, по состоянию на 2001 год следует, что помещение предназначено для архива.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, формирование и содержание архивных фондов субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться, в частности, архивные фонды и иное имущество, необходимое для их хранения.
Содержание здания госархива осуществляется за счет средств бюджета Самарской области и внебюджетных средств.
Комитетом по управлению имуществом г. Самара (в настоящее время Департамент) предпринимались меры по безвозмездной передаче спорного объекта недвижимости в государственную собственность Самарской области или федеральную собственность, что подтверждается предложением, оформленным в форме письма от 12.04.2005 N 19-07-09/25709.
Ответчик не представил доказательств, подтверждающих правомерность включения спорного объекта в реестр муниципального имущества в порядке, предусмотренном вышеуказанными положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий: 1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; 2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые действия по включению спорного объекта недвижимости в реестр муниципального имущества не соответствуют положениям действующего гражданского законодательства, постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия Департамента управления имуществом городского округа Самара по включению объекта недвижимости площадью 2 575, 5 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35, в реестр муниципальной собственности являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителей на указанное имущество.
О включении спорного объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности Управлению стало известно в процессе рассмотрения дела N А55-3364/2010 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению государственной архивной службы Самарской области об истребовании здания, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35, из представленной Департаментом 23.03.2010 выписки из реестра муниципального имущества.
Управление обратилось к Министерству имущественных отношений Самарской области письмом от 26.03.2010 N 01-24/159 о рассмотрении возможности признания права собственности Самарской области на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35. О нарушенных правах оспариваемыми действиями заявителям стало известно не ранее 23.03.2010.
Требования в суд заявлены 13.05.2010. Срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о том, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
Доводам заявителя кассационной жалобы судом дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А55-11033/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемые действия по включению спорного объекта недвижимости в реестр муниципального имущества не соответствуют положениям действующего гражданского законодательства, постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжению Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о том, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2011 г. N Ф06-3256/11 по делу N А55-11033/2010