г. Казань
17 июня 2011 г. |
Дело N А06-5554/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Филимонова С.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Авличева Г.В. по доверенности от 02.08.2010 N 04-09/529 А,
ответчика - Слугина В.В. по доверенности от 01.06.2011 без номера,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.12.2010 (судья Спиридонов С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Самохвалова А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А06-5554/2010
по исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области к муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани "Астрводоканал" о взыскании неосновательного обогащения в размере 27 241 082,05 руб.,
третьи лица: Министерство финансов Астраханской области, инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 27 241 082,05 руб.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 06.10.2010 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство финансов Астраханской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому район у г. Астрахани.
Решением от 14.12.2010 Арбитражного суда Астраханской области, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суды обеих инстанций исходили, в частности из того, что коль скоро решениями Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27.12.2005 N 232 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал" на 2006 год", Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.11.2006 N 179 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал" на 2007 год были утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, в которые была включена сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС), то и в сумме 178 580 426,79 руб., перечисленной ответчику в качестве возмещения расходов, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг гражданам отдельных категорий, имеющим право на обеспечение мер социальной поддержки, НДС присутствовал, и что срок исковой давности, о пропуске которого истцом было заявлено ответчиком, фактически не пропущен.
В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, ссылаясь, в том числе, на то, что поскольку в соответствии с налоговым законодательством наличие НДС в составе любого платежа определяется исключительно на основании наличия объекта налогообложения, суды фактически присвоили перечисленным истцом субсидиям статус товара.
В отзывах на кассационную жалобу истец и третье лицо - Министерство финансов Астраханской области с доводами, отраженными в кассационной жалобе, не согласились по основаниям, изложенным в оспоренных по делу судебных актах.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани (третье лицо) отзыв на кассационную жалобу суду не представила.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика полностью поддержал требования, обозначенные в тексте кассационной жалобы.
Представитель истца поддержал свою позицию, отраженную в отзыве на кассационную жалобу.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей не обеспечили.
Правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов и отказа истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, исходя из следующего.
28.12.2006 года в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2005 N 96-П "Об утверждении временного положения о возмещении расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг" между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, именуемым в дальнейшем "Министерство", и Муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал", именуемым в дальнейшем "Организация", заключен договор N 31 на возмещение расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан для обеспечения мер социальной поддержки.
Предметом вышеуказанного договора является возмещение расходов организации, оказывающей услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на обеспечение мер социальной поддержки, по оплате водоснабжения и водоотведения (пункт 1).
На основании пункта 2.1.1 договора от 28.12.2006 N 31 Организация оказывает населению Астраханской области услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацией от 10.02.1997 N 155.
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора от 28.12.2006 N 31 организация ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство отчеты о фактических расходах, полученных от оказания гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, утверждаемых министерством.
Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27.12.2005 N 232 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал" на 2006 год", решениями Городской Думы муниципального образования "город Астрахань" от 28.11.2006 N 179 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал" на 2007 год", от 20.12.2007 N 164 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал" были утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.
В тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения была включена сумма НДС.
Производя возмещение расходов Муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Астрводоканал", связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг гражданам отдельных категорий, имеющим право на обеспечение мер социальной поддержки, из бюджета Астраханской области муниципальному унитарному предприятию перечислены денежные средства на общую сумму 178 580 426,79 руб., что подтверждается платежными документами, актом сверки расчетов (том 1 л.д. 10-15, л.д. 122-150, том 2 л.д. 1-130, том 6 л.д. 37-40). После чего ответчик допустил бухгалтерскую и налоговую ошибку, исчислив с данной суммы НДС и уплатив его в бюджет.
В период с 15.12.2009 по 29.01.2010 Муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Астрводоканал" представлены в ИФНС по Советскому району г. Астрахани уточненные налоговые декларации по НДС за период 2006-2008 год, в которых была уменьшена налогооблагаемая база на сумму субсидий, полученных из бюджета Астраханской области на возмещение расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан для обеспечения мер социальной поддержки.
По результатам рассмотрения поданных деклараций, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Астрахани приняты решения от 21.05.2010 N N 196, 2199, 2197, 2198, от 31.05.2010 NN 8752, 8751 о возврате из федерального бюджета сумм НДС муниципальному унитарному предприятию г. Астрахани "Астрводоканал" в сумме 25 651 237 руб.
Вышеуказанная сумма НДС возвращена на расчетный счет муниципального унитарного предприятия путем непосредственного возврата платежными поручениями, а также - зачета, после чего истец обратился к ответчику с требованиями по настоящему делу.
В силу пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым населением без учета субсидий.
Обязанность налогоплательщика включать полученные из бюджета денежные средства на покрытие убытка в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в налогооблагаемую базу по НДС не вытекает из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Данные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи, а в качестве компенсации убытков, в том числе в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, и получение субсидий напрямую не связано с реализацией услуг.
Предоставление субсидий на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам, осуществляется соответствующими распорядителями бюджетных средств в рамках социальной поддержки отдельных категорий населения.
Предоставляемые налогоплательщику субсидии на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг налогоплательщику потребителем - соответствующий распорядитель бюджетных средств не выступает стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг, между ним и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг; налогоплательщик не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет.
Распорядитель бюджетных средств в порядке статей 6, 69, 78, 159, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства.
Из положений пункта 2 статьи 154 и пункта 13 статьи 40 НК РФ следует, что налоговая база по НДС должна определяться исходя из государственной регулируемой цены с учетом всех предоставленных в соответствии с федеральным законодательством скидок (льгот), то есть должна определяться исходя из фактической цены реализации.
При этом в налоговую базу не включаются бюджетные дотации (субсидии), предоставленные как в связи с убыточностью общеустановленной государственной регулируемой цены, так и в связи с применением увеличивающих размер убытка дополнительных льгот отдельным категориям граждан.
Получение дотаций (субсидий) не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ), соответственно, налог добавленную стоимость бюджету не предъявляется (отсутствует).
Ни одна из статей (подстатей) экономической классификации расходов бюджетов не содержит такого вида расходов бюджета как "налог на добавленную стоимость".
Наличие налога на добавленную стоимость в составе платежа определяет исключительно на основании наличия объекта налогообложения. При выделении бюджетных средств факт реализации отсутствует.
Таким образом, само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании показателей расходной части бюджета на 18 % не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы налога на добавленную стоимость.
Указанные денежные средства являются расходными обязательствами бюджета и в случае выделения данных средств сверх необходимого по факту финансирования, можно говорить о техническом перефинансировании ответчика из бюджета. Оно может быть связано с различными обстоятельствами, но не свидетельствует о включении в состав бюджетных ассигнований сумм НДС.
При указанных обстоятельствах ссылку судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 16318/08 следует признать не относящейся к материалам настоящего дела, а вывод судов обеих инстанций о том, что в составе полученных ответчиком субсидий в размере 178 580 426,79 руб. изначально был включен НДС в сумме 27 241 082,05 руб. судебная коллегия кассационной инстанции считает ошибочным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу N А06-5554/2010 - отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в пользу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" 2 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Поручить Арбитражному суду Астраханской области исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Получение дотаций (субсидий) не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 НК РФ), соответственно, налог добавленную стоимость бюджету не предъявляется (отсутствует).
...
Наличие налога на добавленную стоимость в составе платежа определяет исключительно на основании наличия объекта налогообложения. При выделении бюджетных средств факт реализации отсутствует.
Таким образом, само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании показателей расходной части бюджета на 18 % не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы налога на добавленную стоимость.
Указанные денежные средства являются расходными обязательствами бюджета и в случае выделения данных средств сверх необходимого по факту финансирования, можно говорить о техническом перефинансировании ответчика из бюджета. Оно может быть связано с различными обстоятельствами, но не свидетельствует о включении в состав бюджетных ассигнований сумм НДС.
При указанных обстоятельствах ссылку судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 16318/08 следует признать не относящейся к материалам настоящего дела, а вывод судов обеих инстанций о том, что в составе полученных ответчиком субсидий в размере 178 580 426,79 руб. изначально был включен НДС в сумме 27 241 082,05 руб. судебная коллегия кассационной инстанции считает ошибочным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2011 г. N Ф06-4563/11 по делу N А06-5554/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12877/11
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12877/11
21.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12877/11
17.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4563/11