г. Казань
14 июня 2011 г. |
Дело N А65-21063/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Владимирской Т.В.,
при участии представителей:
ответчика - Каримовой З.Р., доверенность от 02.02.2011 N АГ-04/911,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2010 (судья - Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 (председательствующий судья - Семушкин В.С., судьи: Кувшинов В.Е., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-21063/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пресса для Вас", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пресса для Вас" (далее - ООО "Пресса для Вас", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) об оспаривании его решения от 13.07.2010 РНП N 26/2/2010.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный технологический университет" (далее - ГОУ ВПО "КГТУ").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011, оспариваемое решение антимонопольного органа признано незаконным. Суд обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 14.06.2011, после которого заседание продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, 24.05.2010 государственный заказчик - ГОУ ВПО "КГТУ" разместил на торговой площадке сети Интернет извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 24.05.10-2706-ОАЭФ, предметом которого является поставка периодических изданий на 2-ое полугодие 2010.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 04.06.2010 N ОАЭФ-2073 для участия в указанном аукционе была подана только одна заявка - от ООО "Пресса для вас", в связи с чем открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся в соответствии с частью 7 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
По итогам аукциона в срок, предусмотренный частями 4 и 5 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, ООО "Пресса для Вас" не представило оператору электронной площадки подписанный государственный контракт.
15.06.2010 в адрес председателя аукционной комиссии поступило письмо от ООО "Пресса для Вас" с объяснением обстоятельств, вызвавших нарушение срока подписания контракта, а именно: ввиду несвоевременного получения данной организацией банковской гарантии.
По результатам внеплановой проверки по факту уклонения ООО "Пресса для вас" от заключения государственного контракта антимонопольный орган принял решение от 13.07.2010 РНП N 26/2/2010 о включении ООО "Пресса для Вас" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Общество обжаловало указанное решение в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
По итогам аукциона ООО "Пресса для Вас" должно было подписать государственный контракт N 10/2073 в электронном виде до 10.06.2010.
Исполнение обязательств по указанному контракту обеспечивалось банковской гарантией.
В связи с проверкой финансового состояния ООО "Пресса для Вас" счет на оплату за предоставление банковской гарантии был выписан и получен 10.06.2010, а сама банковская гарантия получена 11.06.2010.
Согласно части 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 данной статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, из отведенных на подписание контракта шести дней, два из которых пришлись на выходные, обществу не хватило одного дня.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом о размещении заказов, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения) и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
В пункте 7 разъяснений Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 26.10.2007 по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок указано, что при рассмотрении сведений о недобросовестном поставщике, если контракт по такому размещению заказа не заключен, и стороны явились на заседание комиссии антимонопольного органа, а факт уклонения от заключения контракта прямо не очевиден, комиссия антимонопольного органа предлагает участнику размещения заказа непосредственно на заседании заключить контракт.
В случае если от заключения контракта отказался заказчик, а участник размещения заказа не отказывается заключить контракт, то сведения о таком участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков не включаются, а заказчику выдается предписание о заключении контракта с данным участником размещения на условиях, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), заявке такого участника размещения заказа.
Данные разъяснения касаются порядка применения приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках".
Таким образом, при явной неочевидности факта уклонения от заключения контракта определяющим фактор для решения вопроса о включении или невключении в реестр недобросовестных поставщиков является отказ или согласие участника размещения заказа на заседании управления заключить такой контракт.
Судами установлено, что в ходе заседания комиссии антимонопольного органа 10.06.2010 сторонам было предложено на месте заключить государственный контракт на условиях, предусмотренных конкурсной документацией. Директор ООО "Пресса для Вас" выразил готовность подписать контракт на месте. Представитель ГОУ ВПО "КГТУ" отказался от заключения государственного контракта. Данные обстоятельства антимонопольный орган не оспаривает.
Суды, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и пришли к правильному выводу о том, что доказательств, свидетельствующих об отказе или уклонении ООО "Пресса для Вас" от заключения государственного контракта либо о совершении им иных недобросовестных виновных действий, при рассмотрении настоящего дела не представлено.
Таким образом, ООО "Пресса для Вас" не может считаться уклонившимся от заключения государственного контракта и соответственно у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, о чем указано судами.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А65-21063/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом о размещении заказов, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
...
В случае если от заключения контракта отказался заказчик, а участник размещения заказа не отказывается заключить контракт, то сведения о таком участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков не включаются, а заказчику выдается предписание о заключении контракта с данным участником размещения на условиях, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), заявке такого участника размещения заказа.
Данные разъяснения касаются порядка применения приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2011 г. N Ф06-4378/11 по делу N А65-21063/2010