г. Казань
23 июня 2011 г. |
Дело N А55-19564/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Владимирской Т.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Семкина С.Г., доверенность от 11.01.2011 N 04-05/3577,
третьего лица - Скляр Т.В., доверенность от 03.08.2010 N 12-21/408,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фитнес-Арена", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 (судья - Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 (председательствующий судья - Рогалева Е.М., судьи: Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-19564/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Фитнес-Арена", г. Самара (ИНН 6376015217 ОГРН 1036302940024), г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары о признании недействительными решения и требования налогового органа,
с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Фитнес-Арена" (далее - общество, ЗАО "Фитнес-Арена", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - инспекция, налоговый орган) от 24.06.2010 N 3071/11-13/1021, требования инспекции N 8446 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.08.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей инспекции и Управления, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки (акт от 05.05.2010 N 6504/11-12/716) принято решение от 24.06.2010 N 3071/11-13/1021 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1 647 382,20 рублей, о начислении пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 277 881,35 рублей, об уплате недоимки по НДС в сумме 8 236 911 рублей (т.1 л.д. 34-42).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 13.08.2010 N 03-15/20986 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением инспекции от 24.06.2010 N 3071/11-13/1021 общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положения статьи 32 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ определен перечень услуг, в отношении которых предусмотрен льготный режим налогообложения.
При этом специфика использования льготного режима налогообложения по медицинским услугам определена в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение оказания для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень таких услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 20.02.2001 N 132 "Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" и включает:
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
- услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Согласно пункту 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщика, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель имеет лицензию от 09.06.2006 серии N 63-01-000380 (т. 1 л.д. 48-51), выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление следующих видов услуг: доврачебная помощь: лечебная физкультура, медицинский массаж, физиотерапия; амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия, педиатрия; прочие работы и услуги: косметология: терапевтическая.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в соответствии с которой к разделу 01 "Доврачебная помощь" относятся работы и услуги по специальности лечебная физкультура (код 01.005), а к разделу 03 "Амбулаторно-поликлиническая помощь" - работы и услуги по специальности лечебная физкультура и спортивная медицина (код 03.015).
Налоговый орган указывает на то, что заявитель наряду с деятельностью в области здравоохранения (код ОКВЭД 85.1) осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность (ОКВЭД 93.04).
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.06.1993 N 163, услуги по организации занятий в тренажерном зале, проведению занятий плаванием в бассейне, инструктаж тренера, а также проведение лечебной гимнастики в клубах отнесены к разделу 070000 - "Услуги физической культуры и спорта", что в совокупности свидетельствует о том, что оказываемые заявителем спорные услуги являются физкультурно-оздоровительными, а не медицинскими услугами.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 16.10.2009 N УЛ-0/1694 (т. 6 л.д. 66-68) основными формами лечебной физкультуры являются: лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), трудотерапия (с целью восстановления бытовых навыков), механотерапия на аппаратах для пассивной длительной разработки суставов семейства "ARTROMOT", тренажерная гимнастика с целью восстановления нарушенных функций в результате болезни или травмы, массаж (приказ МЗ РФ от 20.08.2001 N 337), оздоровительный бег, ходьба, спортивно-прикладные упражнения. К медицинским услугам также относятся занятия в аэробных классах "Intro", "Low 1, 2", "Low Dence ", "Step 1, 2, 3", "Ioga mama ", "Pilates mama", "Pilates" - как имеющие лечебно-профилактическую направленность. Занятия в силовых и танцевальных классах медицинскими не являются.
В письме Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 01.12.2009 N 97-24838/09 указано, что комплекс занятий терапевтического профиля с применением силовых классов, классов смешанного типа, имеющие фирменные названия: "Kickboxing", "Karate", "Box", "Pankration", "Tae-bo", "Super Sculpt", "Pump it Up ", "Men Only", "Ballet", "Dance Party", "Folk Dance ", "Strip Danc e", "R n B" как медицинская технология в установленном порядке не зарегистрирована и не имеет разрешение на территории Российской Федерации.
Судами установлено, что заявителем в проверяемом периоде производилась реализация клубных карт на предоставление права посещения фитнес-клуба, в стоимость которых входят первичный лечебно-консультативный прием врача лечебной физкультуры и спортивной медицины, методические занятия с инструктором ЛФК в тренажерном зале, групповые занятия ЛФК в спортивных залах. Наряду с деятельностью в области здравоохранения заявителем оказываются дополнительные услуги, относящиеся к физкультурно-оздоровительной деятельности, такие как (кикбоксинг), фунциональный тренинг (карате, бокс), танцевальные классы (Ballet, Dance Parti, Folk Dance, Strip Dance, Belly Dance, Club Dance и другие), которые подлежат обложению НДС в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Обоснование права на применение льготы по НДС в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 23 и пункта 4 статьи 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.
Между тем какого-либо раздельного учета выручки по медицинским услугам (первичный прием врача) и услугам по физкультурно-оздоровительной деятельности заявителем не велось, что также установлено судами. Выручка от продажи клубных карт в полном размере определялась как выручка от оказания медицинских услуг.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, а поскольку суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены, вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по делу N А55-19564/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Т.В. Владимирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в соответствии с которой к разделу 01 "Доврачебная помощь" относятся работы и услуги по специальности лечебная физкультура (код 01.005), а к разделу 03 "Амбулаторно-поликлиническая помощь" - работы и услуги по специальности лечебная физкультура и спортивная медицина (код 03.015).
Налоговый орган указывает на то, что заявитель наряду с деятельностью в области здравоохранения (код ОКВЭД 85.1) осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность (ОКВЭД 93.04).
...
Судами установлено, что заявителем в проверяемом периоде производилась реализация клубных карт на предоставление права посещения фитнес-клуба, в стоимость которых входят первичный лечебно-консультативный прием врача лечебной физкультуры и спортивной медицины, методические занятия с инструктором ЛФК в тренажерном зале, групповые занятия ЛФК в спортивных залах. Наряду с деятельностью в области здравоохранения заявителем оказываются дополнительные услуги, относящиеся к физкультурно-оздоровительной деятельности, такие как (кикбоксинг), фунциональный тренинг (карате, бокс), танцевальные классы (Ballet, Dance Parti, Folk Dance, Strip Dance, Belly Dance, Club Dance и другие), которые подлежат обложению НДС в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Обоснование права на применение льготы по НДС в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 23 и пункта 4 статьи 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2011 г. N Ф06-4833/11 по делу N А55-19564/2010