г. Казань
23 июня 2011 г. |
Дело N А55-17955/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Самошкиной Н.В. (доверенность от 11.01.2011),
заинтересованного лица - Скобеева А.М. (доверенность от 16.12.2010 N 105),
третьего лица - (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) Скобеева А.М. (доверенность от 10.02.2011),
в отсутствие:
остальных лиц участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2010 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-17955/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск, заинтересованные лица: Управление Росреестра по Ульяновской области, г. Ульяновск, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц: Федерального государственного унитарного предприятия "ФКЦ Земля", г. Москва, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москвы, г. Москва, Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска, г. Ульяновск, Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, Территориального управления Росимущества по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании действий государственного органа незаконными, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ульяновский речной порт") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий по внесению в 2004 году на основании постановления главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" (далее - постановление от 08.01.2004 N 1) недостоверных результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003, расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земель; по применению путем предоставления согласно постановления от 08.01.2004 N 1 недостоверных результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2006 и на 01.01.2007 принадлежащего ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области для целей последующего налогообложения, сообщенных письмом от 29.11.2005 N 03/1272, согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре земельных участков по состоянию на 29.11.2005.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009, требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2009 по делу N А72-6531/2008, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А72-6531/2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, выразившиеся в учете в Едином государственном земельном кадастре земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003 площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, с кадастровой стоимостью 563 219 355 рублей (2 895 рублей за 1 кв.м.), рассчитанной на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под промышленными объектами вместо удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям поселений; в расчете и определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003 площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, в размере 563 219 355 рублей (2 895 рублей за 1 кв.м.) на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под промышленными объектами, вместо удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям поселений; в установлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003 площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, в связи с неправильным применением показателя для земель промышленности вместо земель поселений; в применении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003 площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, исходя из данных Отчета по государственной кадастровой оценке земель г. Ульяновска Ульяновской области 2004 года, не согласованного Росземкадастром, составленного без предварительного последовательного сбора, документирования, накопления и обработки первичных данных; и обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А72-6531/2008 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.201 по делу N А72-6531/2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела, определением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2010 произведена замена ответчика - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - первый ответчик, Управление Росреестра по Ульяновской области).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А55-17955/2010 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, выразившиеся в учете в Государственном земельном кадастре (Государственном кадастре недвижимости) земельного участка с кадастровым номером 73:24:0104002:003, площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, с кадастровой стоимостью 563 219 355 рублей (2 895 рублей за 1 кв.м.), рассчитанной на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под промышленными объектами вместо удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего землям поселений; в расчете и определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:0104002:003, площадью 194 549 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу с кадастровой стоимостью 563 219 355 рублей, в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, в связи с неправильным применением показателя для земель промышленности вместо земель поселений; в применении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:0104002:003, площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, с кадастровой стоимостью 563 219 355 рублей, в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, исходя из данных Отчета по государственной кадастровой оценке земель города Ульяновска Ульяновской области 2004 года, не согласованного Росземкадастром, составленного без предварительного последовательного сбора, документирования, накопления и обработки первичных данных. На Управление Росреестра по Ульяновской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области возложена обязанность в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:0104002:003, площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 и с учетом правового режима земельного участка, вида разрешенного использования.
В кассационной жалобе первый ответчик - Управление Росреестра по Ульяновской области просит решение первой инстанции от 25.11.2010 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.2011 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, считая их незаконными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, которому присвоен кадастровый номер 73:24:010402:003.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в Ульяновской области проводилась государственная кадастровая оценка земель.
Работы по кадастровой оценке земель на основании договора, заключенного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновской области, проводились Институтом геоинформационных систем "Федеральный кадастровый центр "Земля".
24 октября 2002 года результаты оценки согласовывались областной Комиссией по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель и направлялись на утверждение Губернатору Ульяновской области.
Постановлением от 08.01.2004 N 1 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области. В соответствии с приложением N 24 к указанному постановлению стоимость земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:010402 в отношении земельного участка ОАО "Ульяновский речной порт" с кадастровым номером 73:24:010402:003, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, составляет 2 895 руб. за 1 кв.м.
Заявитель полагая, что указанный размер оценки стоимости земельного участка является завышенным, в подтверждение чего представил отчет об оценке имущества от 17.11.2008 N 0417/08, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск", в отношении принадлежащего заявителю земельного участка площадью 194 549 кв.м. с кадастровым номером 73:24:01 04 02:0003, на 01.01.2007, согласно которому рыночная стоимость 1 кв.м. указанного земельного участка составляет 781 руб. 79 коп., обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты первой и апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в силу статьи 47 которого к спорным правоотношениям, возникшим до дня вступления этого Закона в действие, следует применять положения Федерального Закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции на момент спорных взаимоотношений) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
В пункте 4 Правил указано, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Таким образом, положениями статьи 66 ЗК РФ, пункта 5 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - постановление от 08.04.2000 N 316), определено, что государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Постановлением от 08.04.2000 N 316 установлено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением от 08.04.2000 N 316, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации издан приказ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.11 - 1.2.12 настоящих Методических указаний (земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов; земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте), определяется путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных земельных участков определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Суды, удовлетворяя заявленные требования своё решение мотивировали тем, что кадастровая оценка земель ОАО "Ульяновский речной порт" в 2001-2004 годах проведена без учета уровня рыночных цен на земельные участки, что подтверждает незаконность действий Управления Роснедвижимости по Ульяновской области по определению кадастровой оценки порта в размере 2 895 руб. за 1 кв.м.
В соответствии с отчетом Ульяновской торгово-промышленной палаты об оценке имущества N 0713/07 рыночная стоимость земельного участка ОАО "Ульяновский речной порт" площадью 194 549 кв.м. составляет 171 195 981 руб., 1 кв.м. - 879,96 руб.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 26.11.2007 N 425 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области" (далее - постановление от 26.11.2007 N 425), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007, применяемые с 01.01.2008, кадастровая стоимость 1 кв.м. земельного участка ОАО "Ульяновский речной порт" с кадастровым номером 73:24:010402:003 составляет 782,01 руб. Из отчета Ульяновской торгово-промышленной палаты об оценке имущества N 0417/08 по состоянию на 01.01.2007 следует, что рыночная стоимость земельного участка ОАО "Ульяновский речной порт" площадью 194 549 кв.м. составляет 152 096 965 руб., 1 кв.м. - 781,79 руб.
Рыночная стоимость 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:0003 площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, составляет по состоянию на 01.01.2002 - 320,79 руб., 01.01.2003 - 372,63 руб., 01.01.2004 - 407,79 руб., 01.01.2005 - 489,06 руб., 01.01.2006 - 555,61 руб., 01.01.2007 - 781,79 руб., что подтверждается письмом Ульяновской торгово-промышленной палаты от 02.12.2009 N 128.
При проведении кадастровой оценке земельного участка ОАО "Ульяновский речной порт" госорганом не были учтены такие критерии, как полезность, выгодность и значимость земель, в то время как из материалов дела усматривается, что земельный участок ОАО "Ульяновский речной порт" расположен в оползневой зоне, что является фактором, существенно снижающим его ценность и стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена в соответствии с Типовым перечнем - "земли под промышленными объектами", учитывая фактическое использование указанного земельного участка.
Данный вид функционального использования был применен на основании Типового перечня видов функционального использования земель, установленный для ГКОЗ поселений, являющегося Приложением 2 к Техническим указаниям по государственной кадастровой оценке земель поселений.
Вместе с тем Типовой перечень видов функционального использования земель, установленный для ГКОЗ поселений, является Приложением к Техническим указаниям, которые не являются правовым актом, никем не утверждены в установленной порядке, не опубликованы, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой данных Технических указаний, настоящие Технические указания по государственной кадастровой оценке земель поселений являются практическим руководством по реализации Методики государственной кадастровой оценки земель поселений для организаций-исполнителей работ по государственной кадастровой оценке земель поселений.
В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением от 08.04.2000 N 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Доказательств того, что заявителем определен какой-либо вид разрешенного использования земельного участка, суду не представлено.
Согласно постановлению от 08.04.2000 N 316 и Методике государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 утверждению результатов государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации должно предшествовать согласование в Федеральной службе земельного кадастра России (Росземкадастре).
Из письма Федеральной службы земельного кадастра России от 09.12.2002 N СС/1134 следует, что "Росземкадастр рассмотрел Отчет по государственной кадастровой оценке поселений Ульяновской области, представленный письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ульяновской области от 29.08.2002 N 02-542".
Суд правомерно посчитал необоснованным довод первого ответчика о том, что этим письмом утверждена кадастровая оценка произведенная в 2004 году, поскольку в 2002 году отчета по кадастровой оценке земель за 2004 год не существовало объективно.
В материалах дела имеется отчет по государственной кадастровой оценке земель г. Ульяновск 2004 года.
Согласно письмам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Российской Федерации от 02.03.2007 N ВК/0486 и N ВК/0487 результаты работ по государственной кадастровой оценке земель г. Ульяновска, проведенные в 2004 году, не были представлены в центральный аппарат для согласования. В связи с изложенным, а также в связи с отсутствием исходных данных, используемых для государственной кадастровой оценки земель поселений в 2004 году, Управление Роснедвижимости не имеет возможности подтвердить соответствие выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель г. Ульяновска в 2004 году Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.
Таким образом, довод заявителя о том, что на утверждение органу исполнительной власти был представлен отчет, содержащий результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области, который не прошел согласование в Росземкадастре и не был проверен на предмет соответствия Методике государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 является обоснованным.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 18.03.2009 N 80-Г09-3 (далее - Определение 80-Г09-3), постановление от 08.01.2004 N 1 было признано утратившим силу постановлением от 26.11.2007 N 425 (том 3, л.д. 25-29).
Решением Ульяновского областного суда от 22.09.2008 постановление от 26.11.2007 N 425 было признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия. Решение вступило в законную силу 10.12.2008.
Верховным судом Российской Федерации, в Определении N 80-Г09-3, обращено внимание, что довод заявителя (ОАО "Ульяновский речной порт") о том, что в связи с отменой судом постановления от 26.11.2007 N 425 стало действовать оспариваемое постановление от 08.01.2004 N 1, является надуманным. После вступления решения Ульяновского областного суда от 22.09.2008 в законную силу, постановление от 26.11.2007 N 425 было признано утратившим силу постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области" (далее - постановление от 11.12.2008 N 508-П).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что вследствие признания утратившим силу постановления Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области", а также признания утратившим силу постановления от 26.11.2007 N 425, у первого ответчика отсутствовали основания применения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 895 рублей за 1 кв.м.
Указанное обстоятельство подтверждается тем, что постановление от 26.11.2007 N 425 было признано утратившим силу постановлением от 11.12.2008 N 508-П, пунктом 1 которого утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 01.01.2007. Действие постановления от 11.12.2008 N 508-П распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008 (пункт 3 Постановления).
Учитывая изложенное, арбитражный суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что применение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003 площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, исходя из данных Отчета по государственной кадастровой оценке земель г. Ульяновска Ульяновской области 2004 года, на основании постановления от 08.01.2004 N 1 является несоответствующим действующему законодательству, вследствие признания постановления утратившим силу. Действие же постановления от 11.12.2008 N 508-П распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008, в то время как земельный участок с кадастровым номером 73:24:010402:003 площадью 194 549 кв. м., сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет ранее 01.01.2008, что находит подтверждение в материалах дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, учитывая установленные обстоятельства по рассматриваемому спору сделали правильный вывод о том, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, выразившиеся в учете в Государственном земельном кадастре (Государственном кадастре недвижимости) земельного участка с кадастровым номером 73:24:0104002:003, площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, с кадастровой стоимостью 563 219 355 рублей (2 895 рублей за 1 кв.м.), рассчитанной на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под промышленными объектами вместо удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего землям поселений; в расчете и определении кадастровой стоимости; в применении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, исходя из данных Отчета по государственной кадастровой оценке земель города Ульяновска Ульяновской области 2004 года, не согласованного Росземкадастром, составленного без предварительного последовательного сбора, документирования, накопления и обработки первичных данных, не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статье 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением от 08.04.2000 N 316, пунктам 1.2 и 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации 17.10.2002 N П/337.
Оспариваемыми действиями также нарушаются законные права и интересы заявителя, создавая обязанность по уплате значительно увеличившегося земельного налога, препятствуя реализовать право выкупа земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела установленных судом, надлежащих доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А55-17955/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, учитывая установленные обстоятельства по рассматриваемому спору сделали правильный вывод о том, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, выразившиеся в учете в Государственном земельном кадастре (Государственном кадастре недвижимости) земельного участка с кадастровым номером 73:24:0104002:003, площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, с кадастровой стоимостью 563 219 355 рублей (2 895 рублей за 1 кв.м.), рассчитанной на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего землям под промышленными объектами вместо удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего землям поселений; в расчете и определении кадастровой стоимости; в применении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 895 рублей за 1 кв. м, исходя из данных Отчета по государственной кадастровой оценке земель города Ульяновска Ульяновской области 2004 года, не согласованного Росземкадастром, составленного без предварительного последовательного сбора, документирования, накопления и обработки первичных данных, не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", статье 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением от 08.04.2000 N 316, пунктам 1.2 и 1.5 Методики проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации 17.10.2002 N П/337."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2011 г. N Ф06-4814/11 по делу N А55-17955/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13413/11
04.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13413/11
23.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4814/11
31.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2475/11
24.01.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-395/2011
24.01.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-393/2011