г. Казань
27 июня 2011 г. |
Дело N А57-9894/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.10.2010 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (председательствующий судья Грабо О.В., судьи Бирченко А.Н., Камерилова В.А.)
по делу N А57-9894/2010
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456), к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", о взыскании в порядке субсидиарной ответственности долга муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" в размере 9000 руб. за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов", при участии в деле третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", Саратовского межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности долга муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", учреждение) в размере 9000 руб. за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.10.2010 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал в порядке субсидиарной ответственности долг МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова денежные средства в размере 9000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении расходов, осуществляемых МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2010 по делу N А57-436/2009 удовлетворено заявление ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова об изменении способа и порядка исполнения определения Арбитражного суда Саратовской области от 23.03.2009 по указанному делу, заменив исполнение определения, которым МУ "ДЕЗ Ленинского района г. Саратова" обязывалось за свой счет, своими силами и из своих материалов в срок до 01.08.2009 произвести капитальный ремонт мягкой кровли жилого дома N 9 по ул. Батавина в г. Саратове, за исключением ремонта мягкой кровли над квартирой N 37, на взыскание стоимости капитального ремонта мягкой кровли жилого дома N 9 по ул. Батавина в г. Саратове, за исключением ремонта мягкой кровли над квартирой N 37, в размере 2 453 282 руб.
Указанным определением с МУ "ДЕЗ Ленинского района г. Саратова" в пользу ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова взысканы также судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 9000 руб.
Во исполнение вышеуказанного определения был выдан исполнительный лист от 29.06.2010 АС N 001903768.
Судебным приставом-исполнителем межрайонного городского отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - судебный пристав-исполнитель) 22.07.2010 возбуждено исполнительное производство по указанному исполнительному листу от 29.06.2010 АС N 001903768.
В последующем 27.07.2010 судебным приставом-исполнителем составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с отсутствием денежных средств и имущества должника, на которое можно было бы обратить взыскание.
В этот же день 27.07.2010 судебным приставом-исполнителем исполнительное производство по исполнительному листу от 29.06.2010 АС N 001903768 было окончено в связи с невозможностью его исполнения. Исполнительный лист был возвращен взыскателю.
Неисполнение должником МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" требования, содержащегося в исполнительном листе от 29.06.2010 АС N 001903768, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности учреждения в порядке субсидиарной ответственности за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в лице уполномоченных органов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
В данном случае собственником имущества МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов".
Факт отсутствия у учреждения денежных средств установлен в ходе исполнительного производства и подтвержден имеющимися в деле доказательствами. Доказательств обратного ответчики вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили. Также не представлено доказательств погашения долга.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.10 Устава МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" учреждение является юридическим лицом, собственником имущества учреждения является муниципальное образование - город Саратов.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21), исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В данном случае установлено, что основной должник не имеет достаточных для погашения долга денежных средств, в связи с чем арбитражным судом первой инстанции правильно применены нормы гражданского законодательства о субсидиарной ответственности муниципального образования "Город Саратов".
По правилам части 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно статье 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.
Представителем казны муниципального образования "Город Саратов" является Комитет по финансам.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (далее - Положение), Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.43 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
По смыслу пункта 3.44 Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Доводы подателя жалобы о том, что по данному спору главными распорядителями являются администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", обоснованно отклонены судами.
Доказательств, подтверждающих выделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" по исполнительному листу от 29.06.2010 АС N 001903768 администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", какому-либо иному органу или учреждению, Комитет по финансам не представил.
Муниципальное образование "Город Саратов" несет субсидиарную ответственность своей казной в лице Комитета по финансам.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судами сделан правильный вывод о том, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам.
Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А57-9894/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.43 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
По смыслу пункта 3.44 Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
...
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2011 г. N Ф06-3274/11 по делу N А57-9894/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3274/11