г. Казань
28 июня 2011 г. |
Дело N А55-17327/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольница", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2010 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-17327/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вольница" (ИНН 6311072383, ОГРН 1046300015398) г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, федеральному государственному учреждению "Национальный парк "Самарская лука" (ИНН 6345003910, ОГРН 1026303245616) г. Жигулевск Самарской области, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вольница" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вольница") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление) о признании незаконным отказа Теруправления по вопросу заключения дополнительного соглашения к договору от 01.11.2004 N 27 о замене стороны договора - арендодателя федерального государственного учреждения "Национальный парк "Самарская Лука" (далее - ФГУ "НП "Самарская Лука") на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление). Кроме того, общество просило обязать Теруправление и ФГУ "НП "Самарская Лука" заключить дополнительное соглашение к договору от 01.11.2004 N 27 о замене стороны договора - арендодателя ФГУ "НП "Самарская Лука" на Теруправление.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, либо принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.11.2004 между ГУ "НП "Самарская Лука" (арендодатель) и ООО "Вольница" (арендатор) был заключен договор N 27 на аренду земельных участков, природных объектов на территории национального парка "Самарская Лука".
В соответствии с названным договором Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 15,089 га, расположенный на территории национального парка "Самарская Лука" по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Национальный парк "Самарская Лука", лесничество Жигулевское, квартал 1, с кадастровым номером 63:32:1901001:0002.
Срок аренды, исходя из пункта 1.2 договора, установлен сторонами с 01.11.2004 до 05.01.2053.
Договор аренды от 01.11.2004 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 (действующим на момент обращения заявителя к Теруправлению) полномочия по заключению и исполнению договоров аренды земельных участков переданы территориальным органам Федерального агентства по управлению имуществом и определен порядок предоставления, заявитель, для приведения договора аренды N 27 в соответствие с действующим законодательством, 07.07.2010 направил в адрес Теруправления предложение N 6 о заключении дополнительного соглашения и проект дополнительного соглашения.
Такое же предложение было направлено в адрес ГУ "НП "Самарская лука".
При этом дополнительным соглашением от 05.07.2010 арендодателем вместо ГУ "НП "Самарская лука" предусматривалось указать Теруправление. Остальные условия договора предлагалось оставить неизменными.
В ответ на названное обращение Теруправление письмом от 30.07.2010 N 24/627 сообщило, что 26.04.2010 в адрес Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности было направлено обращение N 3944 и проект дополнительного соглашения от 05.07.2010.
При этом Теруправлением указано, что заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка национального парка возможно исключительно после согласования такого соглашения в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, получив от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмо от 27.07.2010 N 12-31/11959 о несогласовании проекта дополнительного соглашения, Теруправление переправило его в адрес заявителя посредством факсимильной связи.
Полагая, что отказ Теруправления от подписания дополнительного соглашения является незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, руководствуясь нормами действующего законодательства, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 448/10, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, данный спор не подлежит рассмотрению в порядке, установленном нормами главы 24 АПК РФ, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
Арендуемый обществом земельный участок площадью 15,089 га, расположенный на территории Национального парка "Самарская Лука" по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Национальный парк "Самарская лука", лесничество Жигулевское, квартал 1, с кадастровым номером 63:32:1901001:0002, входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, предоставленных национальному парку "Самарская Лука" постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука".
В соответствии с частью 4 статьи 27 и статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национального парка отнесены к объектам федеральной собственности и находятся в ведении федеральных органов власти. Национальный парк владеет данными землями на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться названными земельными участками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 125 и пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и обладающим полномочиями собственника, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка (далее - Правила), которые действовали на момент обращения заявителя.
Согласно пункту 2 Правил объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из последующих функциональных зон национального парка:
зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления в Службу (пункт 5 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 911 "О Федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем дифференцированный режим особой охраны национальных парков, и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" с 30.11.2010 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации N 47.
При этом приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.07.2010 N 293 "Об установлении порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков" указанные условия сохранены, в том числе и то, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормативными актами изменение договора аренды без согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, как правильно указали суды обеих инстанций, не представляется возможным.
Заявитель в рамках настоящего дела оспаривает не действия (бездействие) Теруправления, которым нарушены права и законные интересы Общества, а отказ Теруправления как ненормативный акт.
Между тем, как обоснованно указано судами, Теруправлением не принимался ненормативный акт ни об отказе, ни о даче согласия на заключение дополнительного соглашения. Отказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, выраженный в письме от 27.07.2010, заявителем не оспаривался.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 448/10, принятому после вступления в законную силу решения суда по делу N А55-15801/2008 (в рамках которого подтверждена законность заключенного сторонами договора аренды), у ГУ "НП "Самарская Лука", владеющего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, право на передачу земельного участка в аренду отсутствует.
При обращении в суд было заявлено требование об обязании Теруправления и ФГУ "НП "Самарская Лука" заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 01.11.2004 N 27 о замене стороны договора.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении названного требования со ссылкой на то, что оно является единым требованием с оспариванием ненормативного акта и заявитель, таким образом, пытается восстановить нарушенное право в порядке статьи 201 АПК РФ.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В случае отказа одной из сторон от изменения договора, вторая сторона вправе обратиться в суд в порядке искового производства.
Поскольку в договоре аренды Теруправление выступает не как властно-распорядительный орган, а как сторона по договору, суды обоснованно пришли к выводу, что заявив требования в порядке главы 24 АПК РФ, истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.
При таких обстоятельствах, решение суда первой и постановление апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, принятыми по всесторонне и полно исследованным обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А55-17327/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 911 "О Федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем дифференцированный режим особой охраны национальных парков, и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" с 30.11.2010 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации N 47.
При этом приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.07.2010 N 293 "Об установлении порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков" указанные условия сохранены, в том числе и то, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
...
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 448/10, принятому после вступления в законную силу решения суда по делу N А55-15801/2008 (в рамках которого подтверждена законность заключенного сторонами договора аренды), у ГУ "НП "Самарская Лука", владеющего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, в силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, право на передачу земельного участка в аренду отсутствует.
...
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2011 г. N Ф06-4998/11 по делу N А55-17327/2010