г. Казань
28 июня 2011 г. |
Дело N А55-19370/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-19370/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 40" (ОГРН 1026303065370, ИНН 6325007183) г. Сызрань, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магазин N 40" г. Сызрань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление, ответчик) в отношении поданного ООО "Магазин N 40" заявления от 02.07.2010 по земельному участку с кадастровым номером 63:08:0105046:56 площадью 853 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Пархоменко, 28 и о возложении на ответчика обязанности в пятидневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем и способом, выбранным судом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в отношении поданного ООО "Магазин N 40" заявления от 02.07.2010 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:08:0105046:56, площадью 853 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Пархоменко, 28. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области возложена обязанность рассмотреть по существу обращение ООО "Магазин N 40" от 02.07.2010 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 853 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Пархоменко, 28 кадастровый номер 63:08:0105046:56 и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный законом срок. Взысканы с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу ООО "Магазин N 40" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., по оплате услуг представителей в размере 5 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Магазин N 40" имеет на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое здание Магазин N 40 литера А площадью 260,60 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Пархоменко, 28, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Объект недвижимости, расположен на земельном участке, который в силу положений пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2000.
27.01.2006 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:08:0105046:56.
27.10.2009 ООО "Магазин N 40" обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 853 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Пархоменко, дом 28, находящегося в федеральной собственности, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности заявителя.
В ответ на заявление, ответчик в письме от 25.11.2009, указал на необходимость внесения изменений в сведения о земельном участке в материалы кадастрового учета.
Письмом от 29.01.2010 заявитель обратился к руководителю ответчика с просьбой обеспечить проведения кадастрового учета текущих изменений и исправлением технической ошибки.
Заявителем на основании доверенности, выданной территориальным управлением, внесены соответствующие изменения в сведения кадастрового учета и 26.04.2010 ответчику представлен кадастровый паспорт земельного участка от 29.01.2010.
Письмом от 26.05.2010 ответчик сообщил заявителю, что им представлены ненадлежащие копии документов, а представленный кадастровый паспорт не содержит сведений о предыдущем номере земельного участка.
Устранив неточности в кадастровом учете земельного участка, заявитель заявлением от 02.07.2010 в очередной раз направил ответчику пакет надлежащим образом заверенных документов, в том числе и уточненный кадастровый паспорт земельного участка.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что 20.09.2010 (то есть спустя 2,5 месяца после регистрации заявления от 02.07.2010 и после обращения заявителя в суд с настоящими требованиями) ответчик подготовил в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом письмо с приложением обращения заявителя по принадлежности. При этом доказательств направления указанного письма ответчик не представил.
Посчитав, что ответчик проявляет незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность ООО "Магазин N 40" земельного участка площадью 853 кв.м. с кадастровым номером 63:08:0105046:56, находящегося по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Пархоменко,28, ООО "Магазин N 40" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пункта 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
При указанных выше обстоятельствах, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что заявителем выполнены все требования законодательства, ответчику представлены все необходимые документы.
Суды обоснованно посчитали несостоятельными и отклонили доводы Теруправления об отсутствии полномочий по самостоятельному принятию решения по заявлению собственника объекта недвижимого имущества без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Правильно указали, что в соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральное агентство организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Как установлено материалами дела и подтверждено ответчиком в ходе судебного заседания, до настоящего времени решение по заявлению ООО "Магазин N 40" не принято, что нарушает исключительные права ООО "Магазин N 40", как собственника объекта недвижимого имущества, на приобретение данного земельного участка в собственность.
Материалами дела подтверждается, что в период с даты обращения общества в Теруправление (02.07.2010) за реализацией своего преимущественного права с исправленным пакетом документов и до настоящего времени ответчик не исполнил возложенную статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность, при отсутствии на то законных оснований, то есть проявил незаконное бездействие.
На основании вышеизложенного, судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.
Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - статье 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а поэтому заявленные требования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение и постановление являются законными и обоснованными, принятыми по всесторонне и полно исследованным обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, уже являлись предметом судебного рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А55-19370/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
...
Материалами дела подтверждается, что в период с даты обращения общества в Теруправление (02.07.2010) за реализацией своего преимущественного права с исправленным пакетом документов и до настоящего времени ответчик не исполнил возложенную статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность, при отсутствии на то законных оснований, то есть проявил незаконное бездействие.
На основании вышеизложенного, судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.
Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - статье 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а поэтому заявленные требования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2011 г. N Ф06-5060/11 по делу N А55-19370/2010