г. Казань
27 июня 2011 г. |
Дело N А57-9308/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен27 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Салиховой З.И., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
ответчика - Комитета по финансам администрации муниципального образования "Города Саратов" - Черных Л.М. (доверенность от 11.01.2011 N 02-02/1),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2010 (судья Капкаев Д.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 (председательствующий судья Агибалова Г.И., судьи Клочкова Н.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-9308/2010
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН: 6453074026, ОГРН: 1036405320456) к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН: 6450011003, ОГРН: 1036405000280), комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН: 6450530344, ОГРН: 1026402205246), при участии третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция Единого Заказчика по Ленинскому району г. Саратова", г. Саратов, Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании 7 023 618 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец, АТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в сумме 7 023 618 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011, в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскана задолженность в размере 7 023 618 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.04.2010 по делу N А57 -25139/2008 был изменен способ и порядок исполнения определения Арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2009 в части обязания муниципального учреждения "Дирекция Единого Заказчика по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району") провести ремонтные работы, с МУ ""ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу АТСЖ Ленинского района взысканы денежные средства в сумме 7 023 618 руб. на проведение вышеуказанных работ.
На основании данного определения арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 001903749.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 02.07.2010 возбуждено исполнительное производство N 63/46/10247/10/2010 в отношении должника - МУ "ДЕЗ Ленинского района".
Данное исполнительное производство было окончено 06.07.2010 в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен взыскателю.
Также вышеуказанный исполнительный лист был предъявлен взыскателем (истцом) на исполнение в комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам).
Однако Комитет по финансам 14.07.2010 возвратил исполнительный лист взыскателю, ссылаясь на отсутствие лицевого счета МУ "ДЕЗ Ленинского района" как получателя средств бюджета.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.3. устава имущество муниципального учреждения "ДЕЗ Ленинского района" является собственностью города Саратова.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Согласно Положению о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 9 (в редакции от 29.02.2009), Комитет - финансовый орган администрации муниципального образования "Город Саратов", организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города.
Пунктом 3.23 Положения предусмотрено, что Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Принимая во внимание, что должник - МУ "ДЕЗ Ленинского района" не имеет достаточных средств для погашения долга, судебная коллегия находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что субсидиарная ответственность по обязательствам основного должника должна быть возложена на собственника имущества учреждения - на муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А57-9308/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Согласно Положению о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 9 (в редакции от 29.02.2009), Комитет - финансовый орган администрации муниципального образования "Город Саратов", организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города.
Пунктом 3.23 Положения предусмотрено, что Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2011 г. N Ф06-3904/11 по делу N А57-9308/2010