г. Казань
28 июня 2011 г. |
Дело N А55-18956/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Герасимовой Е.П., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Спирина В.А., по доверенности от 03.11.2010 N 63АА0306620,
ответчика - Гусева Д.О., по доверенности от 21.02.2011 N 6,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Юго-Запад транснефтепродукт", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2010 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-18956/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Юго-Запад транснефтепродукт" (ИНН 6317026217, ОГРН 1026301417746), г. Самара, к Управлению по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "СПЕКТР", г. Сызрань, Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть", г. Сызрань, Самарской области, открытого акционерного общества "МРСК Волги", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Самара-Терминал" г. Сызрань, Самарской области, открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, о признании недействительными пунктов 27, 32, 59, 73 приложения N 1 к приказу от 28.12.2009 N 80,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Юго-Запад транснефтепродукт" (далее - ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения требования) к Управлению по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области (далее - Управление) о признании недействительными пунктов 27, 32, 59, 73 приложения N 1 к приказу от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области".
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2010, 10.10.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - ООО "Спектр"), общество с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть" (далее - ООО "Сызранская городская электросеть"), открытое акционерное общество ""МРСК Волги (филиал "Самарские распределительные сети" (далее - ОАО "МРСК Волги (филиал "Самарские распределительные сети"), общество с ограниченной ответственностью "Самара-Терминал" (далее - ООО "Самара-Терминал") и открытое акционерное общество "Самараэнерго" (далее -ОАО "Самараэнерго").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" просит вышеназванные судебные акты отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 28.06.2011.
После перерыва дело рассматривалось без участия представителей сторон.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 в порядке статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, приказом Управления от 28.12.2009 N 80 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области. Пунктами 27, 32, 59, 73 приложения N 1 к названному приказу установлены индивидуальные тарифы между ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" и ООО "СПЕКТР", ООО "Сызранская городская электросеть", ОАО "МРСК Волги" и ООО "Самара-Терминал".
Полагая, что приказ Управления от 28.12.2009 N 80, в части положений пунктов 27, 32, 59, 73 приложения N 1 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно статей 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемый приказ опубликован в газете "Волжская Коммуна" от 30.12.2009 N 486(26945).
Заявитель имел возможность ознакомиться с его содержанием непосредственно после его издания.
Письмом от 09.03.2010 общество просило Управление исключить его из реестра сетевых организаций, поскольку тарифы, установленные оспариваемым приказом, являются для него экономически невыгодными, а, следовательно, нарушают его права и законные интересы.
Общество обратилось в арбитражный суд с первоначальными требованиями 31.08.2010, требование о признании недействительными пунктов 27, 32, 59, 73 приложения N 1 к приказу от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" заявлено в предварительном судебном заседании от 18-22.10.2010, в то время трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ применительно к рассматриваемой ситуации, истек 09.06.2010.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании вышеназванного приказа общество указало, что срок пропущен из-за того, что обращалось к Управлению с заявлением об исключении его из реестра сетевых организаций.
Управление издало приказ от 29.06.2010 N 22 "О признании утратившими силу индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области", которым общество исключено из реестра с 01.06.2010.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно не признали уважительность причины пропуска срока обращения.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указанно, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
В рассматриваемом случае, у общества имелась возможность для своевременного обращения в суд с рассматриваемым заявлением, им не представлено доказательств, подтверждающих, что обращение в суд за пределами установленного законом срока произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
Тот факт, что заявитель обращался в заявлением об исключении его из реестра сетевых организаций не мог послужить препятствием для обращения в суд, тем более, что у Управления не имеется законодательно установленной возможности отмены приказа об установлении тарифов с момента его издания.
Ссылка общества на приказ Федеральной службы по тарифам от 09.12.2010 N 581-к обоснованно не принята судом апелляционной инстанции, так как данный приказ не имеет отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А55-18956/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Юго-Запад транснефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество обратилось в арбитражный суд с первоначальными требованиями 31.08.2010, требование о признании недействительными пунктов 27, 32, 59, 73 приложения N 1 к приказу от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" заявлено в предварительном судебном заседании от 18-22.10.2010, в то время трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ применительно к рассматриваемой ситуации, истек 09.06.2010.
...
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указанно, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
...
Ссылка общества на приказ Федеральной службы по тарифам от 09.12.2010 N 581-к обоснованно не принята судом апелляционной инстанции, так как данный приказ не имеет отношения к рассматриваемому спору."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2011 г. N Ф06-4629/11 по делу N А55-18956/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12430/11
09.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12430/11
28.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4629/11
04.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-918/2011