г. Казань
04 июля 2011 г. |
Дело N А55-4895/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Радаевой Л.В. (доверенность от 31.12.2010 N 7),
ответчика - Жданова А.Н. (доверенность от 01.03.2011 N Д/11-169),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2010 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Селиверстова Н.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-4895/2009
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара (ИНН: 6315222985, ОГРН: 1026300956131), к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Саратов, о взыскании задолженности в размере 13 599 308 руб. 41 коп., с участием третьего лица - закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания", г. Самара (ИНН: 6367047389, ОГРН: 1056367019136),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги", ответчик) о взыскании задолженности за декабрь 2007 года в размере 13 517 179 руб. 55 коп. за электрическую энергию, приобретаемую ОАО "МРСК Волги" в целях компенсации потерь.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Самараэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Самараэнерго" (заказчик) и ОАО "Волжская МРК" (исполнитель), правопреемником которого является ОАО "МРСК Волги", заключен договор от 01.01.2007 N 07-154/сам/0001У оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор) сроком действия до 31.12.2007, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Согласно пункту 3.3.14. договора исполнитель обязуется оплачивать стоимость электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих ему сетях в соответствии с условиями договора.
Приложением N 9 к договору стороны согласовали регламент расчета стоимости электроэнергии, приобретаемой исполнителем в целях компенсации потерь электроэнергии в сетях.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь регламентируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктами 36, 37 Правил N 861 фактические потери электрической энергии в электрических сетях определяются как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Пунктом 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), предусмотрено, что потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются территориальными сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями, и свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
Согласно пункту 121 Правил N 530 сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
Абзацем 2 пункта 121 Правил N 530 предусмотрено, что в случае непредставления указанных сведений энергосбытовая организация вправе распределять суммарную величину потерь электрической энергии между сетевыми организациями, исходя из нормативных величин потерь пропорционально объемам потребления электрической энергии.
В случае возникновения расхождений между совокупной величиной потерь электрической энергии по всем сетевым организациям и суммой потерь, определенных на основании представленной сетевыми организациям информации, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) распределяет величины таких расхождений между сетевыми организациями, покупающими у него электрическую энергию для целей компенсации потерь, исходя из нормативных величин потерь электрической энергии, установленных для различных классов напряжения, пропорционально объемам потребления электрической энергии на соответствующем классе напряжения (абзац 3 пункта 121 Правил N 530).
В обоснование исковых требований истец указывает, что в декабре 2007 года количество электрической энергии, поступившей в сети ОАО "МРСК Волги" для передачи потребителям ОАО "Самараэнерго" в рамках договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), для компенсации потерь электрической энергии в сетях ОАО "МРСК Волги" и закрытого акционерного общества "ССК" (далее - ЗАО "ССК"), а также приобретенная организациями на оптовом рынке электрической энергии (общество с ограниченной ответственностью "Транснефтьсервис С", закрытое акционерное общество "ЭСКОМ", Федеральное государственное унитарное предприятие "РТРС" филиал "Самарский ОРТПЦ") составило 2 112 908 502 кВтч, в том числе в сети ОАО "МРСК Волги" - 2 112 701 660 кВтч, а в сети потребителя ОАО "Самараэнерго" - общества с ограниченной ответственностью "Технолайн" - 206 842 кВтч.
Количество электроэнергии, поступившее в сеть ОАО "МРСК Волги", подтверждается "Расчетом объемов электроэнергии, приобретаемой ОАО "Волжская МРК" в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях за декабрь 2007 года (далее - Расчет), представленного ответчиком в соответствии с пунктом 7.2.3 договора.
В расчете исковых требований истец указывает, что объем электрической энергии 2 112 908 502 кВтч включает в себя:
1) 1 854 564 099 кВтч - электрическая энергия, реализованная ОАО "Самараэнерго" потребителям по договорам энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), в том числе потребителям, оказывающим ОАО "Самараэнерго" услуги по передаче электрической энергии и приобретающим электрическую энергию (в т.ч. на компенсацию потерь) по договору энергоснабжения;
2) 49 086 953 кВтч - электрическая энергия, приобретенная организациями на оптовом рынке;
3) 124 444 кВтч - собственное потребление электрической энергии ОАО "Самараэнерго" на хозяйственные нужды;
4) 193 112 653 кВтч - электрическая энергия, приобретенная ОАО "Самараэнерго" в целях компенсации потерь в сетях ОАО "МРСК Волги" и ЗАО "ССК".
ОАО "МРСК Волги" и ЗАО "ССК" представили в ОАО "Самараэнерго" данные о величине потерь электрической энергии в принадлежащих им сетях в виде соответствующих Расчетов.
Согласно указанным Расчетам потери электрической энергии составили: в сетях ОАО "МРСК Волги" - 161 549 469 кВтч, в сетях ЗАО "ССК" - 31 563 184 кВтч.
Расхождения между совокупной величиной потерь электрической энергии сетевых организаций и суммой потерь, определенных на основании представленной сетевыми организациями информации, составили 16 020 353 кВтч.
Как установлено судами, ОАО "Самараэнерго" распределило указанную величину расхождений между 38 сетевыми организациями пропорционально объемам потребления электрической энергии, исходя из нормативных величин потерь.
Между тем, из письма Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 22.09.2009 N 06/1682 следует, что в Самарском регионе в 2007 году осуществляли свою деятельность 89 сетевых организаций. Тем же письмом представлен перечень сетевых организаций Самарской области, которым по состоянию на 31.12.2007 установлены тарифы по передаче электрической энергии.
ОАО "Самараэнерго" указывает на неправомерность отнесения к сетевым организациям организаций, основным видом деятельности которых является производственная деятельность. Поскольку такие потребители имеют в собственности электрические сети, они наряду с основной деятельностью обязаны оказывать услуги по передаче электроэнергии по своим сетям и являются "условно" сетевыми.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами N 861 даны определения понятий сетевой и территориальной сетевой организации, из которых следует, что необходимыми условиями отнесения организаций к сетевым является обязательное оказание услуг по передаче электрической энергии и оказание услуг по осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
В этом случае к их отношениям по передаче электроэнергии применяются положения Правил N 861, предусмотренные для сетевых организаций (абзац 2 пункта 6 Правил N 861).
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 15.12.2006 N 63 с 01.01.2007 установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергоснабжающих организаций Самарской области без дифференциации по сетевым компаниям.
Первоначальная редакция Правил N 861 определяла сетевую организацию как коммерческую организацию, основным видом деятельности которой являлось оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению. Это позволяло говорить о том, что в случае, если передача электроэнергии не является для организации основным видом деятельности, то на нее не должны распространяться императивные требования, обязывающие оказывать услуги по передаче и осуществлять технологическое присоединение к своим сетям.
В пункте 2 Правил N 861 под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
При таком подходе основной акцент делается именно на факте владения объектами электросетевого хозяйства вне зависимости от того, является ли деятельность, связанная с использованием данных объектов, основной.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что положения данной нормы не ставят возникновение статуса сетевой организации в зависимость от оказания организацией услуг по осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а квалифицирующим признаком сетевой организации в силу императивных положений Закона об электроэнергетике, Правил N 861 является факт владения объектами электросетевого хозяйства, вне зависимости от того, является ли деятельность, связанная с использованием данных объектов, основной.
Из схемы присоединения потребителей истца следует, что в большинстве случаев приборы учета потребителей расположены не на границе балансовой принадлежности сторон.
Расчеты истца свидетельствуют о том, что последним в потери сетевой компании также распределяются потери, возникшие в бесхозных сетях, граничащим как с сетями ответчика, через которые осуществляется передача электроэнергии для потребителей истца, так и находящимися вне зоны ответственности ответчика.
Как правильно отмечено судами, истцом не учтено, что местом исполнения обязательства согласно актам раздела для сетевой организации следует считать ввод в дом. Непосредственное технологическое присоединение к сетям ответчика у бытовых потребителей отсутствует.
Таким образом, использование сведений квитанций бытовых потребителей в многоквартирных жилых домах при расчете объема поступившей в электрические сети третьих лиц электроэнергии и величины потерь в сетях электросетевой организации не предусмотрено действующим законодательством в области электроэнергетики, которым регулируются отношения сторон.
Расчет, основанный на объеме оплаченной конечными потребителями электрической энергии, не является надлежащим доказательством факта наличия потерь электрической энергии в электрических сетях.
ОАО "МРСК Волги" также указывает, что в ряде случаев общедомовые приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах вовсе отсутствуют, что влечет необоснованное увеличение потерь сетевой компании на величину потерь в соответствующем расчетном периоде на величину потерь в таких сетях.
Документов, свидетельствующих об обратном, либо о фактах бездоговорного потребления, заявителем жалобы не представлено.
Принимая во внимание, что истцом поставка электроэнергии осуществляется посредством объектов электросетевого хозяйства, находящихся в распоряжении значительного количества сетевых организаций, собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, обязанность компенсации стоимости потерь гарантирующему поставщику или энергосбытовой организации ложится на все сетевые организации, из чего следует, что распределение "небаланса" должно осуществляться между всеми сетевыми организациями, находящимися в зоне деятельности ОАО "Самараэнерго" как гарантирующего поставщика.
Поскольку истец не представил бесспорных доказательств, подтверждающих достоверность примененных в расчете величин и правильность расчета объема потерь электроэнергии в сетях ответчика за спорный период, а также факт возникновения и наличия фактических потерь в заявленном размере, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А55-4895/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первоначальная редакция Правил N 861 определяла сетевую организацию как коммерческую организацию, основным видом деятельности которой являлось оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению. Это позволяло говорить о том, что в случае, если передача электроэнергии не является для организации основным видом деятельности, то на нее не должны распространяться императивные требования, обязывающие оказывать услуги по передаче и осуществлять технологическое присоединение к своим сетям.
В пункте 2 Правил N 861 под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
При таком подходе основной акцент делается именно на факте владения объектами электросетевого хозяйства вне зависимости от того, является ли деятельность, связанная с использованием данных объектов, основной.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что положения данной нормы не ставят возникновение статуса сетевой организации в зависимость от оказания организацией услуг по осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а квалифицирующим признаком сетевой организации в силу императивных положений Закона об электроэнергетике, Правил N 861 является факт владения объектами электросетевого хозяйства, вне зависимости от того, является ли деятельность, связанная с использованием данных объектов, основной."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2011 г. N Ф06-4836/11 по делу N А55-4895/2009