г. Казань
05 июля 2011 г. |
Дело N А55-8097/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Кузьмина Алексея Анатольевича, по доверенности от 18.11.2010 (б/н),
ответчика - Кеваева Артема Владимировича, по доверенности от 24.12.2010 N 8131/1,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант", г. Жигулевск, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2010 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи: Марчик Н.Ю., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-8097/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 6345019638, ОГРН 1096382001539), г. Жигулевск, Самарская область, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (ОГРН 1096382002386), г. Жигулевск, Самарская область, о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) о признании недействительным постановления от 26.02.2010 N 453-п/1, незаконным отказа в выдаче разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Гидротехническая, у дома N 6, а также об обязании мэрии выдать разрешение на основании поданного заявления (с прилагаемым пакетом документов) от 17.12.2009 сроком действия до 31.12.2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд указал, что одним из условий выдачи разрешения на право организации розничного рынка является наличие документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок. Указанные документы обществом ни при обращении в мэрию, ни в суд не представлены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между администрацией Комсомольского района г. Тольятти (далее - администрация) и закрытым акционерным обществом "Атлант" (далее - ЗАО "Атлант") заключен договор аренды земельного участка от 05.05.1999 N 951, согласно которому ЗАО "Атлант" предоставлен в аренду земельный участок, пригодный для обустройства продуктового мини-рынка площадью 797,00 кв.м. по адресу: г. Тольятти, мкр. Шлюзовой, ул. Гидротехническая, в районе дома N 6.
На основании разрешения администрации (письмо от 09.07.2009 N 2988/2), между ЗАО "Атлант" и обществом подписан договор о передаче прав и обязанностей (перенаем) по договору аренды земельного участка от 05.05.1999 N 951, согласно которому права и обязанности переданы ООО "Атлант".
Кроме того, ЗАО "Атлант" имело разрешение на право организации розничного рынка N 16/2, сроком действия с 21.07.2008 по 31.12.2009.
В ходе судебного разбирательства судом осуществлена замена третьего лица ЗАО "Атлант" на ООО "Атлант" в связи с проведенной реорганизацией.
Общество обратилось в мэрию с заявлением от 17.12.2009 о принятии решения о выдаче разрешения на право организации универсального розничного рынка по вышеназванному адресу.
Мэрией принято постановление от 26.02.2010 N 453-П/1 "Об отказе ООО "Атлант" в выдаче разрешения на право организации розничного рынка, расположенного: г. Тольятти, ул. Гидротехническая у дома N 6", а также направлено уведомление в адрес заявителя об отказе в выдаче разрешения на право организации розничного рынка.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ предусмотрено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
В этом заявлении должны быть указаны: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 3) тип рынка, который предполагается организовать.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: 1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; 3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Вышеуказанные нормы законодательства предусматривают, что разрешение на право организации рынка выдается юридическому лицу, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, а к заявлению о предоставлении разрешения в обязательном порядке прикладывается документ, подтверждающий право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Вместе с тем в законе говорится именно об объектах недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, а не о земельных участках, в пределах которых предполагается организация рынка.
Таким образом, довод заявителя о том, что для получения разрешения достаточно предоставления документа о правах на земельный участок, является необоснованным и противоречащим законодательству.
Кроме того, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения в случае отсутствия права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае к заявлению о предоставлении разрешения на право организации рынка обществом не прикладывался документ, подтверждающий право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Также не представлены суду и доказательства того, что заявителю на каком-либо праве принадлежат объекты (в том числе и временные), расположенные на земельном участке, в пределах которого предполагается организовать рынок, и что они возведены в соответствии с требованиями законодательства и с получением необходимых разрешений.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что мэрией правомерно принято обжалуемое постановление.
Необоснованной является ссылка общества на статью 24 Федерального закона N 271-ФЗ, поскольку данная норма законодательства прямо не разрешает использовать для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках исключительно только временные сооружения, данная норма законодательства не отменяет и не приостанавливает действие статьи 4, 5, 7 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем ООО "Атлант" в материалы дела представлены фотоматериалы, из которых следует, что в пределах границ названной территории расположены модульные объекты, общество называет эти объекты одновременно и недвижимыми, и временными сооружениями. Каких-либо документов, свидетельствующих о том, что эти объекты возведены непосредственно заявителем либо приобретены им на каком-либо праве, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что если разрешение на право организации розничного рынка выдано до вступления в силу закона, то деятельность рынка можно осуществлять с использованием временных сооружений, обоснованно не принят судом, так как материалами дела подтверждается, что разрешения мэрией на организацию розничного рынка обществу ранее не выдавалось.
Также необоснованной является ссылка общества на имеющееся в материалах дела разрешение N 16/2, ранее выданному ЗАО "Атлант".
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Разрешение может быть переоформлено только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или типа рынка. Продление срока действия разрешения, его переоформление осуществляются в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона.
Передача заявителю прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, на котором расположен рынок, не может являться основанием для передачи ему прав по ранее выданному разрешению на право организации розничного рынка от ЗАО "Атлант".
Законом не предусмотрены основания передачи прав по выданному разрешению на право организации розничного рынка от одного юридического лица к другому.
При этом предыдущие суды обосновано отметили, что ЗАО "Атлант" и ООО "Атлант" являлись двумя самостоятельными юридическими лицами с самостоятельной правоспособностью.
Кроме того, содержание поданного в мэрию заявления свидетельствует о том, что общество обращалось не за продлением ранее выданного разрешения, а за выдачей нового разрешения на право организации рынка, и не содержит ссылки на продление срока действия разрешения N 16/2.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А55-8097/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
В этом заявлении должны быть указаны: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 3) тип рынка, который предполагается организовать.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: 1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; 3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Вышеуказанные нормы законодательства предусматривают, что разрешение на право организации рынка выдается юридическому лицу, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, а к заявлению о предоставлении разрешения в обязательном порядке прикладывается документ, подтверждающий право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Вместе с тем в законе говорится именно об объектах недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, а не о земельных участках, в пределах которых предполагается организация рынка.
Таким образом, довод заявителя о том, что для получения разрешения достаточно предоставления документа о правах на земельный участок, является необоснованным и противоречащим законодательству.
Кроме того, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения в случае отсутствия права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.
...
Необоснованной является ссылка общества на статью 24 Федерального закона N 271-ФЗ, поскольку данная норма законодательства прямо не разрешает использовать для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках исключительно только временные сооружения, данная норма законодательства не отменяет и не приостанавливает действие статьи 4, 5, 7 настоящего Федерального закона.
...
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Разрешение может быть переоформлено только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или типа рынка. Продление срока действия разрешения, его переоформление осуществляются в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2011 г. N Ф06-5252/11 по делу N А55-8097/2010