г. Казань
07 июля 2011 г. |
Дело N А57-14260/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2011 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Бирченко А.Н., Жаткина С.А.)
по делу N А57-14260/2010
по иску индивидуального предпринимателя Прокопенко Ольги Александровны, г. Саратов (ИНН 643690354890, ОГРИП 308645431600015) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в размере 709 156 руб. 21 коп., с участием третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Волжскому району г. Саратова" (ИНН 6450036706, ОГРН 1036405004283), Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Прокопенко Ольга Александровна (далее - ИП Прокопенко О.А., истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании задолженности в сумме 709 156 руб. 21 коп. за счет средств казны МО "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2011 в порядке субсидиарной ответственности с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ИП Прокопенко О.А. взыскано 709 156 руб. 21 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что судами не был установлен главный распорядитель бюджетных средств, который в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) выступает ответчиком по долгам подведомственного учреждения.
По мнению подателя жалобы, главным распорядителем денежных средств бюджета города в отношении расходов, осуществляемых муниципальным учреждением "Дирекция единого заказчика по Волжскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова") могут выступать либо Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, либо администрация Волжского района г. Саратова.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.05.2009 по делу N А57-3086/09-18 с МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" в пользу индивидуального предпринимателя Костюковича Евгения Павловича (далее - ИП Костюкович Е.П.) была взыскана задолженность по договору от 27.04.2006 в сумме 687 622 руб. 71 коп., расходы па оплату услуг представителя в сумме 8700 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12 833 руб. 50 коп.
На принудительное исполнение судебного акта выдан исполнительный лист от 26.06.2009 N С 192490.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее - судебный пристав-исполнитель) возбуждено исполнительное производство N 63/46/7773/10/2009.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.09.2009 исполнительное производство N 63/46/7773/10/2009 окончено в связи с отсутствием у учреждения имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен ИП Костюковичу Е.П.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.06.2010 по делу N А57-3086/09-18 была произведена замена взыскателя - ИП Костюковича Е.П. на его правопреемника ИП Прокопенко О.А
Так как требования исполнительного листа не могут быть удовлетворены самим должником, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Основной должник - МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 1 статьи 161 БК РФ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 1.3 устава МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" определено, что имущество последнего является собственностью города Саратова.
Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" несет МО "Город Саратов".
В соответствии со статьей 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (далее - Положение), Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В силу пункта 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.23 Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитет по финансам осуществляет функции главного распорядителя.
Как установлено судами, денежных средств у МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца к МУ "ДЕЗ по Волжскому району г. Саратова", не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.09.2009.
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника), является Комитет по финансам, суд первой инстанции правомерно указал в резолютивной части решения на взыскание денежных средств с муниципального образования в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов".
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и не находит оснований для их отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по делу N А57-14260/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (далее - Положение), Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В силу пункта 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с пунктом 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.23 Положения Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июля 2011 г. N Ф06-4885/11 по делу N А57-14260/2010