г. Казань
08 июля 2011 г. |
Дело N А55-23190/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Полякова Д.Ю., доверенность от 11.01.2011 N 3,
ответчика - Орещенко У.А., специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о естественных монополиях Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, доверенность от 12.01.2011 N 112/5,
третьего лица - Фомина С.А., доверенность от 20.12.2010, без номера,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А55-23190/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания", г. Самара (ИНН 6367047389; ОГРН 1056367019136) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с участием в деле третьего лица - закрытого акционерного общества "Ависта", г. Самара, об оспаривании решения и предписания от 24.09.2010 по делу N 17-5884-10/5,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - Общество, ЗАО "Самарская сетевая компания", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 24.09.2010, вынесенные по делу N 17-5884-10/5.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2010, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Ависта" (далее - ЗАО "Ависта").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Заявитель, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права и процессуального права.
Антимонопольный орган и ЗАО "Ависта", в представленных в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывах на кассационную жалобу просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.06.2011 был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 05.07.2011.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, что в антимонопольный орган поступила жалоба ЗАО "Ависта" на действия (бездействие) заявителя, выразившиеся в непредставлении акта технологического присоединении и акта границ балансовой принадлежности объектов, электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств с указанием величины присоединенной (максимальной) мощности энергопринимающих устройств ЗАО "Ависта".
По результатам рассмотрения данной жалобы антимонопольным органом принято решение о возбуждении в отношении заявителя дела о нарушении антимонопольного законодательства N 17-5884-10/5.
По результатам рассмотрения материалов проверки антимонопольным органом принято решение от 24.09.2010 по делу N 17-5884-10/5 о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому ЗАО "Самарская сетевая компания" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") и пункт 27 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, злоупотребившим своим доминирующим положением, которое выразилось в уклонении от обязанности составить и представить ЗАО "Ависта" документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок), расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская, д. 2А.
На основании указанного решения антимонопольный орган 24.09.2010 выдало заявителю предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 27 Правил технологического присоединения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующему на рынке субъекту запрещены действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приведенный в указанной норме перечень действий, которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.
По смыслу действующего законодательства для образования состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: наличие хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и наступление одного из последствий, перечисленных в статье 10 Закона о защите конкуренции.
Часть 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ЗАО "Самарская сетевая компания" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии и включено в Реестр субъектов естественных монополий приказом России от 23.03.2010 N 83/э за регистрационным номером 63.1.20.
Таким образом, заявитель правомерно признан хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке передачи электрической энергии на территории Самарской области в границах точек присоединения к электрическим сетям, находящимся в собственности/владении ЗАО "Самарская сетевая компания", соответственно, его деятельность подлежит регулированию с учетом требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Действующим законодательством не установлена обязанность повторного технологического присоединения при смене собственника и как следствие получение новых технических условий и заключение договора об осуществлении технологического присоединения ранее уже присоединенного объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 27 Правил технологического присоединения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334) в случае, если заявитель или владелец ранее присоединенных объектов обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении ранее выданных технических условий, утрата которых наступила а связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам, сетевая организация выдает дубликаты ранее выданных технических условий с указанием величины присоединенной (максимальной) мощности энергопринимающих устройств заявителя.
При невозможности восстановления ранее выданных технических условий в отношении присоединенных энергопринимающих устройств выдаются новые технические условия согласно фактически имеющейся схеме электроснабжения с указанием максимальной мощности, равной фактически потребляемой максимальной мощности за последние 5 лет, либо исходя из представленных заявителями иных достоверных данных об объемах ранее присоединенной в установленном порядке максимальной мощности.
Судами установлено, что в соответствии с договором от 21.03.2006 N И/26/858 купли-продажи недвижимого имущества на аукционе ЗАО "Ависта" приобрело ряд объектов завода открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Фосфор", расположенных по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская, д. 2А.
Право собственности на данные объекты, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и актами о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).
Из материалов дела следует, что между ОАО "Фосфор" и ОАО "Самараэнерго" для энергоснабжения предприятия был заключен договор энергоснабжения промышленного потребителя N 2.
Для заключения договора энергоснабжении ЗАО "Ависта" обратилось в ОАО "Самараэнерго".
ОАО "Самараэнерго", в ответ на письмо, сообщило о необходимости представления документов по технологическому присоединению.
Судами установлено, что ЗАО "Ависта" обращалось неоднократно в ЗАО "Самарская сетевая компания" с просьбой выдачи акта технологического присоединения с указанием в нем максимальной к использованию мощности 108 850 кВт, акта по установлению границ ответственности за состоянием и обслуживанием электроустановок и дубликатов технических условий.
Доводы ЗАО "Самарская сетевая компания" об отсутствии соединяющих линий электропередач и о техническом состоянии объектов был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, и получили надлежащую правовую оценку
Судами обоснованно указано, что поскольку энергопринимающие устройства ЗАО "Ависта" ранее были технологически присоединены к объектами ЗАО "Самарская сетевая компания", отказ (уклонение) от предоставления или составления документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил их эксплуатации является неправомерным.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, пришли к правомерному выводу о том, что антимонопольным органом вынесено обоснованное решение о признании ЗАО "Самарская сетевая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункт 27 правил технологического присоединения, поскольку заявитель уклонился от выполнения обязанности составить и представить документы, подтверждающие технологическое присоединение.
Судами, исследованы доводы заявителя о том, что обращение ЗАО "Ависта" от 03.06.2010 и прочие фактические обстоятельства, имеющие место после возбуждения дела, не могут быть основанием для признания заявителя нарушившим нормы антимонопольного законодательства, и правомерно признаны необоснованными, что нашло свое отражение в судебных актах.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа принято в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов ЗАО "Самарская сетевая компания" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, выданное ЗАО "Самарская сетевая компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства также не противоречит закону и не нарушает прав заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права и не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов по делу и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что выходит за пределы установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 27 Правил технологического присоединения (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334) в случае, если заявитель или владелец ранее присоединенных объектов обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении ранее выданных технических условий, утрата которых наступила а связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам, сетевая организация выдает дубликаты ранее выданных технических условий с указанием величины присоединенной (максимальной) мощности энергопринимающих устройств заявителя.
...
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, пришли к правомерному выводу о том, что антимонопольным органом вынесено обоснованное решение о признании ... нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункт 27 правил технологического присоединения, поскольку заявитель уклонился от выполнения обязанности составить и представить документы, подтверждающие технологическое присоединение."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 июля 2011 г. N Ф06-4761/11 по делу N А55-23190/2010