г. Казань
18 июля 2011 г. |
Дело N А12-20106/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2011 года18 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - прокурор отдела прокуратуры Республики Татарстан Догадин С.В. (служебное удостоверение ТО N 119509/1062, дата выдачи 30.06.2011)
ответчика - Касимовой К.К. (доверенность от 19.01.2011 N 43/69),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2010 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-20106/2010
по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах товарищества собственников жилья "ЖСК N 24" к Камышинскому отделу Государственного пожарного надзора Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Волгоградской области, о признании незаконным действий и недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился заместитель прокурора Волгоградской области в интересах товарищества собственников жилья "ЖСК N 24" (далее - ТСЖ "ЖСК N 24") с заявлением о признании незаконными действий Камышинского отдела Государственного пожарного надзора Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Волгоградской области (далее - административный орган), выразившихся в проведении 09.06.2010 внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "ЖСК N 24"), в части вопросов, не относящихся к контролю за исполнением ранее выданного предписания от 16.01.2009; о признании недействительным предписания Камышинского отдела Государственного пожарного надзора Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Волгоградской области от 11.06.2010 N 201/1/1-1 в части нарушений, выявленных при проведении проверочных мероприятий, не относящихся к контролю за исполнением ранее выданного предписания (пункты предписания N 3-8). Заявитель считает, что оспариваемые действия и предписание (в части) не соответствуют статьям 3, 10, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2010, оставленным без изменения постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Волгоградской области просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
При проверке законности и обоснованности, принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ установлено следующее.
15.01.2009 административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ТСЖ "ЖСК N 24" по адресу: город Камышин Волгоградской области, 4 микрорайон, дом 31.
По результатам проверки ТСЖ "ЖСК N 24" выдано предписание от 16.01.2009 N 206456/11, содержащее требование об устранении нарушений норм пожарной безопасности до 30.04.2010.
В связи с истечением срока на устранение выявленных нарушений 09.06.2010 на основании распоряжения руководителя административного органа от 04.06.2010 N 201 проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности ТСЖ "ЖСК N 24" по адресу: город Камышин Волгоградской области, 4 микрорайон, дом 31.
В распоряжении указано, что предметом проверки является выполнение предписания от 15.01.2009 N 206456/11.
По результатам проверки составлен акт от 09.06.2010 N 200459/201, из которого усматривается, что ТСЖ "ЖСК N 24" не были выполнены требования, указанные в предписании от 15.01.2009 N 206456/11; кроме того, выявлены новые нарушения правил пожарной безопасности.
ТСЖ "ЖСК N 24" выдано предписание от 11.06.2010 N 201/1/1-1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 30.05.2011. В предписании указано на необходимость устранения нарушений, перечисленных в ранее выданном предписании от 15.01.2009 N 206456/11; в пунктах 3-8 предписания указано на необходимость устранения вновь выявленных нарушений: установить на окнах распиленные решетки в подвальном помещении; оборудовать помещение электрощитовой противопожарной дверью; обеспечить дополнительно огнетушителями поэтажные коридоры; демонтировать дополнительно установленные решетки и двери на путях эвакуации в поэтажных коридорах; оборудовать приспособлениями для самозакрывания двери незадымляемой лестничной клетки; установить пожарные шкафы из негорючего материала.
Оспаривая судебные акты по делу, заместитель прокурора Волгоградской области считает, что внеплановая проверка проведена без согласования с органом прокуратуры, что является нарушением статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагает, что решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки являются истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Судебными инстанциями установлено, что внеплановая проверка проведена в целях контроля исполнения, по истечению срока, ранее выданного предписания по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Осуществление проверки после истечения ранее выданного предписания и несогласование этой проверки с органом прокуратуры не входит в перечень оснований статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ как проверка, проведенная с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона.
Судебными инстанциями правомерно сделан вывод о том, что проверяемое лицо, при наличии первичного предписания, знало об осуществлении контрольных мероприятий.
Обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне исследованы, всем собранным доказательствам по делу дана правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу N А12-20106/2010 оставить без изменения. Кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки являются истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
...
Осуществление проверки после истечения ранее выданного предписания и несогласование этой проверки с органом прокуратуры не входит в перечень оснований статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ как проверка, проведенная с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2011 г. N Ф06-5189/11 по делу N А12-20106/2010