г. Казань
21 июля 2011 г. |
Дело N А65-1534/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Черкасовой Л.Е. (доверенность от 01.04.2011, б/н),
Игнатьева П.Г. (доверенность от 01.04.2011, б/н),
Дриго В.В. (доверенность от 01.04.2011, б/н),
Поленова А.Л. (доверенность от 12.07.2011, б/н),
ответчика - Гарапшина Р.К. (доверенность от 15.03.2011, N 14/14-29),
третьего лица - Валетовой В.Ш. (доверенность от 23.11.2009, б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования Елабужский муниципальный район
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2011 (председательствующий судья Назырова Н.Б., судьи Логинов О.В., Хасанов А.Р.)
по делу N А65-1534/2011
по заявлению Муниципального образования Елабужский муниципальный район к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействительным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 23.12.2010, с участием открытого акционерного общества "Елабужское предприятие тепловых сетей",
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Елабужский муниципальный район Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилось с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее - ответчик, Комитет) о признании недействительным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 23.12.2010 N 5-33/э в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией открытым акционерным обществом "Елабужское предприятие тепловых сетей" потребителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Елабужское предприятие тепловых сетей" (далее - третье лицо, предприятие)
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда, сославшись на нарушение судом норм процессуального и материального права.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение суда первой инстанции в силе, как соответствующее закону.
При проверке законности и обоснованности решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2011 в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено следующее.
Постановлением Комитета от 23.12.2010 N 5-33/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителей" установлены тарифы на поставляемую тепловую энергию для предприятия в размере 1146,36 руб./Гкал. и указано, что это находится в рамках предельного уровня, установленного государством.
В силу статей 191, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативно - правовой акт, имеющий большую юридическую силу, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативно - правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативно - правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативно - правовой акт.
Оспариваемый акт издан в форме постановления, установленной Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Закон N 41 - ФЗ). Постановление издано уполномоченным органом.
Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиций Республики Татарстан 28.12.2010 (регистрируемый номер - 1101) и опубликовано в газете Республика Татарстан от 31.12.2010 N 260 (26897) и газете "Ватаным Татарстан" от 31.12.2010 N 259-260.
Судом правильно сделан вывод о том, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом и издан в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Закона N 41 - ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В статье 4 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, принципы государственного регулирования тарифов, в том числе принцип - обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованного инвестиционного капитала, вложенного в производство и переделу электрической и тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 N 533 утверждено положение о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 2 названного положения органы регулирования муниципальных образований (далее - органы регулирования) обязаны взаимодействовать при установлении (изменении) указанных в части 2 статьи 1 и статье 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифов и надбавок, за исключением случаев, когда регулирование тарифов и надбавок осуществляется в отношении организации, для которой все тарифы и надбавки устанавливают органы местного самоуправления.
В своем уточнении к заявлению, Комитет сослался на то, что утвержденный размер тарифов на 2011 год в размере 1146, 36 руб./Ккал выше на 97,36 размера тарифа 2010 года и является экономически необоснованным, завышенным, нарушает права и законные интересы граждан, организаций и предприятий в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
При этом также сослался на заключение центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан, согласно которому при рентабельности 5%, экономически обоснованный тариф составляет 961, 83 руб./Гкал (без НДС).
Кроме того, при анализе заключения к данным расчетам был установлен некорректный расчет по статье затрат и в результате арифметических ошибок отклонение в подсчетах в сторону увеличения размера тарифов составило 6 182,13 руб.
В результате тариф вместо 1128, 06 руб./Гкал (без учета НДС) составил 1146, 36 руб. Гкал.
При этом также заявлено о включении в расчет тарифа затраты на обслуживание автомобиля "Toyota Land Cruiser Prado" в размере 139 690 руб.
Следовательно, выводы суда о том, что ни в заявлении, ни в дополнении, ни в судебном заседании представители заявителя не указали, какие конкретные требования к порядку установления тарифов были нарушены Комитетом, противоречит материалам дела.
Глава 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходит не только из проверки полномочия органа на принятие оспариваемого акта, но и на соответствие нормативного акта Федеральному-Конституционному закону, Федеральному закону, иному нормативно - правовому акту.
В соответствии с абзацем 9 статьи 2 Закона 41 - ФЗ при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решениях, постановлениях не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, судебные акты по делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в соответствии со статьей 71, пункта 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции следует рассмотреть спор с учетом экономической обоснованности тарифа и доводов заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2011 по делу N А65-1534/2011 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 названного положения органы регулирования муниципальных образований (далее - органы регулирования) обязаны взаимодействовать при установлении (изменении) указанных в части 2 статьи 1 и статье 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифов и надбавок, за исключением случаев, когда регулирование тарифов и надбавок осуществляется в отношении организации, для которой все тарифы и надбавки устанавливают органы местного самоуправления.
...
Глава 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходит не только из проверки полномочия органа на принятие оспариваемого акта, но и на соответствие нормативного акта Федеральному-Конституционному закону, Федеральному закону, иному нормативно - правовому акту.
В соответствии с абзацем 9 статьи 2 Закона 41 - ФЗ при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
...
При новом рассмотрении дела в соответствии со статьей 71, пункта 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции следует рассмотреть спор с учетом экономической обоснованности тарифа и доводов заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2011 г. N Ф06-5335/11 по делу N А65-1534/2011