г. Казань
21 июля 2011 г. |
Дело N А55-18748/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Давидяна Ю.С., доверенность от 08.11.2010 б/н ,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2010 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-18748/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр", г. Самара (ИНН 6316125889, ОГРН 1076316008581), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" (далее - ООО "Земельный кадастр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность заявителя за выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 63:01:0910003:519, площадью 1661,10 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Дыбенко, 81, и о понуждении устранить допущенные нарушения.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Представитель ООО "Земельный кадастр" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобой.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а заявленные требования ООО "Земельный кадастр" - удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Земельный кадастр" на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом площадью 43 кв. м, литера А, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Дыбенко, д. 81, на основании договора купли-продажи от 09.07.2008, заключенного с Оганесовым С.А. и Оганесовым А.С., о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО "Земельный кадастр" 11.08.2008 обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/2966/08 о предоставлении в собственность земельного участка по вышеуказанному адресу, занимаемого жилым домом на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.06.2009 N 624 по заявлению общества была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1661,10 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: Советский район, ул. Дыбенко, д. 81, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:09 10 003.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок площадью 1661,10 кв. м, расположенный по вышеуказанному адресу, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 30.07.2009 с присвоением ему кадастрового номера 63:01:09 10 003:519, с разрешенным использованием: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, о чем был выдан кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/09-314561.
Министерство письмом от 28.06.2010 N 12-1/2966/08 отказало заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка, занимаемого жилым домом с территорией, необходимой для его использования, в виду невозможности предоставления указанного земельного участка для испрашиваемых целей с учетом требований пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 решения Думы городского округа Самары от 21.12.2006 N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самара".
Считая отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Земельный кадастр" требований, суды обеих инстанций исходили из положений пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Думы городского округа Самары от 21.12.2006 N 374 "О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самара" установлено, что максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет - 1500 кв. м.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии закона применили к спорным правоотношениям вышеуказанные нормы права, и, установив, что ООО "Земельный кадастр" испрашивается земельный участок, расположенный под жилым домом, большей площадью, чем установленный на территории городского округа Самары предельный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства, пришли к выводу, что отказ Министерства соответствует требованиям действующего законодательства.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
На основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, при определении площади земельного участка, на котором находится объект недвижимости, подлежащий приватизации, необходимо учитывать совокупность обстоятельств, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем строения и возможности его функционального использования по назначению.
Как указывалось выше судами обеих инстанций установлено, что обществом была получена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), утвержденная распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.06.2009 N 624, который является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков в соответствии с постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", а также кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок.
При этом судами обеих инстанций не учтено, что вышеуказанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), утвержденная распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.06.2009 N 624, никем не оспорена, недействительной не признана, земельный участок площадью 1661,10 кв. м с кадастрового учета не снят.
Кроме того, в качестве обоснования необходимости предоставления земельного участка площадью 1661,10 кв. м, расположенного под жилым домом N 81 по ул. Дыбенко Советского района г. Самары, обществом предоставлено градостроительное обоснование, имеющееся в материалах дела, согласно которому использование земельного участка в качестве прилегающей территории к жилому дому необходимой площадью 1661,10 кв. м соответствует требованиям СНиП 2.07.01.-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и нормам расчета размеров земельного участка необходимых для его использования.
Из указанного заключения следует, что на испрашиваемом земельном участке располагается жилой дом с нежилыми пристроями общей площадью 132,8 кв. м, построенный в 1959 году.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка, так как заявителем были представлены все необходимые документы для предоставления спорного земельного участка, а в силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Министерство обязано было в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принять решение о предоставлении спорного земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении указанного земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 приняты с нарушением норм материального права, без выяснения всех обстоятельств по делу, имеющих значение для принятия правильного решения, в связи с чем считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 201, 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 по делу N А55-18748/2010 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" удовлетворить.
Признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за плату обществу с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1661,10 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0910003:519, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Дыбенко, 81, изложенный в письме Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.06.2010 N 12-1/2966/08 незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-18748/2010 принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1661,10 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0910003:519, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Дыбенко, 81, под жилой дом.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" за выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1661,10 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0910003:519, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Дыбенко, 81, под жилой дом, подготовить и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Земельный кадастр" проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1661,10 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0910003:519, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Дыбенко, 81, с предложением заключить указанный договор.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше судами обеих инстанций установлено, что обществом была получена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), утвержденная распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.06.2009 N 624, который является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков в соответствии с постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий", а также кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок.
При этом судами обеих инстанций не учтено, что вышеуказанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте), утвержденная распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24.06.2009 N 624, никем не оспорена, недействительной не признана, земельный участок площадью 1661,10 кв. м с кадастрового учета не снят.
Кроме того, в качестве обоснования необходимости предоставления земельного участка площадью 1661,10 кв. м, расположенного под жилым домом N 81 по ул. Дыбенко Советского района г. Самары, обществом предоставлено градостроительное обоснование, имеющееся в материалах дела, согласно которому использование земельного участка в качестве прилегающей территории к жилому дому необходимой площадью 1661,10 кв. м соответствует требованиям СНиП 2.07.01.-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и нормам расчета размеров земельного участка необходимых для его использования.
Из указанного заключения следует, что на испрашиваемом земельном участке располагается жилой дом с нежилыми пристроями общей площадью 132,8 кв. м, построенный в 1959 году.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка, так как заявителем были представлены все необходимые документы для предоставления спорного земельного участка, а в силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Министерство обязано было в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принять решение о предоставлении спорного земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении указанного земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2011 г. N Ф06-5293/11 по делу N А55-18748/2010