г. Казань
25 июля 2011 г. |
Дело N А55-19994/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Спиридоновой И.В., начальника юридического отдела, доверенность от 29.12.2010 N 04-19/26264,
ответчика - Храновского С.Г., главного специалиста - эксперта юридического отдела, доверенность от 27.06.2011 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г., Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-19994/2010
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (ИНН 631800010, ОГРН 1046300870890) к отделению по Кировскому району г. Самары Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица - муниципального предприятия г. Самара "Управление "Самарский автомобильный транспорт", г. Самара, о признании недействительным уведомления о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с неисполнением требований исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным уведомления отделения по Кировскому району г. Самары Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - Отделение по Кировскому району г. Самары, УФК России по Самарской области, ответчик) о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 09.09.2010 N УБЛ-10-7856.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое уведомление признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.01.20110 отменено, производство по делу прекращено.
Налоговый орган не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 оставить в силе. Доводы налогового органа подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, что отделением по Кировскому району г. Самары УФК России по Самарской области 25.08.2010 в адрес налогового органа направлено уведомление от 25.08.2010 N УПЛ-10-7840 о поступлении исполнительного документа - исполнительного листа Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 N АС N 001261481.
Инспекцией в адрес органа Отделения УФК России по Самарской области 08.09.2010 было направлено письмо, в котором сообщалось об источнике образовавшейся задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа (за исключением КБК процентов). Инспекция также сообщила, что не обладает информацией при общей сумме процентов подлежащих возврату 2 599 183,86 руб., какой размер процентов подлежащих перечислению заявителю из каждого из бюджетов бюджетной системы: федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и бюджета городского округа, то есть какой размер процентов подлежит возврату по коду бюджетной классификации каждого из подлежащих возврату налогов (единого социального налога, налога на доходы физических лиц,)
09.09.2010 ответчиком приостановлены операции по расходованию средств по лицевому счету налогового органа, о чем направлено уведомление N УБЛ-10-7856.
Основанием для приостановления указанных операций явилось выводы ответчика о неисполнение в установленный законом срок требований исполнительного листа Одиннадцатого арбитражного апелляционного суд от 18.08.2010 N АС N 001261481, чем нарушены требования пункта 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Посчитав указанное уведомление незаконным, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Самарской области в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и доказанности.
Как следует из материалов дела, указанный исполнительный лист выдан на основании постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А55-35684/2009, которым признано недействительным решение налогового органа от 04.06.2009 N 2263 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика - организации в банках, на налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов МП г. Самара "Управление "Самарский автомобильный транспорт" путем осуществления возврата незаконно взысканных налогов в сумме 49 793 076,82 руб. с начисленными процентами в сумме 2 050 383,49 руб., пени в сумме 9 614 775,12 руб. с начисленными процентами в сумме 395 918,02 руб., штрафов в сумме 3 712 711руб. с начисленными процентами в сумме 152 882,35 руб., всего налогов, пени, штрафов в сумме 63 120 562,94 руб. и процентов в общей сумме 2 599 183, 86 руб. на расчетный счет МП г. Самара "Управление "Самарский автомобильный транспорт".
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239, пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных средств.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ (в редакции на момент вынесения оспариваемого уведомления) установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные названным пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных названным пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Поскольку приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является согласно статье 282 БК РФ мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства, она может применяться лишь в случае неисполнения должником своих обязанностей. То есть данная мера может быть применена, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств, либо средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.
Из представленных Отделением УФК выписок по лицевым счетам Инспекции следует, что необходимые денежные средства на лицевых счетах отсутствовали.
Из материалов дела так же следует, что Инспекцией предпринимались меры для целей предоставления достоверной информации о кодах бюджетной классификации подлежащих уплате процентов. Налоговый орган обращалась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о разъяснении постановления от 12.05.2010 по делу N А55-35684/2009, а также обжаловал определение об отказе в разъяснении.
Кроме того, заявитель 06.09.2010 обращался с заявлением об отсрочке исполнения названного постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, пришел к выводу, что фактически, в оспариваемом уведомлении орган Федерального казначейства применяет к должнику санкции за неисполнение исполнительного документа в десятидневный срок.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно указано, что из содержания статьи 242.3 БК РФ следует, что наложение таких санкций возможно в случае неисполнения исполнительного документа в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.
В указанном случае, согласно пункту 8 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника. Именно указанный трехмесячный срок, предшествующий наложению на должника санкций позволяет ему при невозможности исполнения судебного акта направить соответствующее заявление и получить судебный акт об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, либо документ, отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик преждевременно, до истечения, предусмотренного в законе трехмесячного срока, приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника, а следовательно оспариваемое уведомление противоречит требованиям БК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует осуществлению им хозяйственной деятельности.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Кроме того, приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба": контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей; начисление пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган федерального казначейства.
Законодательство Российской Федерации не содержит соответствующей нормы, предусматривающей обязанность администраторов доходов исполнять расходные обязательства Российской Федерации за счет выделенных им по смете бюджетных средств, равно как и право органов казначейства применять к администратору доходов такой меры принуждения, как приостановление операций по его счетам.
Согласно статье 166.1 БК РФ казначейство вправе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации приостанавливать в установленном порядке операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в случаях нарушений законодательства Российской Федерации.
Порядок приостановления операций по лицевым счетам установлен Правилами приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2003 N 328.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом, приостановление операций по лицевым счетам производится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе, при непредставлении в установленный срок распорядителем и получателем средств федерального бюджета информации об источниках образования задолженности и показателях бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах (подпункт "б" пункта 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, субъектом указанной меры принуждения является федеральное бюджетное учреждение - должник по денежным обязательствам, а не администратор доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что у казначейства отсутствовали правовые основания для принятия уведомлений и совершения действий по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов налогового органа.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании недействительным уведомления о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с неисполнением требований исполнительного документа от 09.09.2010 N УБЛ-10-7856 является законным и обоснованным.
Апелляционный суд, отменяя решение суда и прекращая производство по делу, пришел к выводу, что спор не подведомственен арбитражному суду, сославшись на пункт 2 положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, пункт 2 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 и на пункт 2 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 N75).
При этом апелляционным судом не учтено, что спор о компетенции между органами федерального казначейства и налоговым органом отсутствует. В данном случае спор возник в связи с исполнением судебных актов об обязании налогового органа осуществить возврат незаконно взысканных налогов, пеней и штрафов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия выводы апелляционного суда находит ошибочными и соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А55-19994/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд, отменяя решение суда и прекращая производство по делу, пришел к выводу, что спор не подведомственен арбитражному суду, сославшись на пункт 2 положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, пункт 2 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 и на пункт 2 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 N75).
При этом апелляционным судом не учтено, что спор о компетенции между органами федерального казначейства и налоговым органом отсутствует. В данном случае спор возник в связи с исполнением судебных актов об обязании налогового органа осуществить возврат незаконно взысканных налогов, пеней и штрафов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия выводы апелляционного суда находит ошибочными и соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2011 г. N Ф06-5651/11 по делу N А55-19994/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19994/10
11.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19994/10
16.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15198/11
06.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15198/11
10.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15198/11
25.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5651/11
29.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2097/11