г. Казань
25 июля 2011 г. |
Дело N А57-8012/2010 |
См. также Постановление ФАС ПО от 21 января 2011 г. N А57-8012/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Сабирова М.М., Ивановой А.Г.,
при участии представителя:
заявителя - Яворек К.Я., доверенность от 25.11.2010,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2010 (судья Чирков О.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Жаткина С.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-8012/2010
по заявлению Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов Федерального государственного унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" (ОГРН 1036405204615, ИНН 6452047816),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов Федерального государственного унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФГУП "СМУ МВД РФ", должник) 14 029 669,08 руб., в том числе по налогу в размере 9 611 340,16 руб., по пени - 3 571 965,92 руб., по штрафам - 846 363 руб. для удовлетворения в третью очередь.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования и просил суд признать обоснованными и включить требования ФНС России в сумме 13 826 662,06 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2010 требование ФНС России включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 9 132 403,33 руб., в том числе по налогам 6 578 548,74 руб., пени - 1 707 491,59 руб., штрафы - 846 363 руб. В остальной части требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 определение Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС России ставит вопрос об отмене определения Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2010 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена кассационной инстанцией в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены не найдено исходя из следующего.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.07.2010 в отношении должника введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Махов Андрей Сергеевич.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 31.07.2010 N 138.
Из материалов дела следует и судебным инстанциями установлено, что требование ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника основано на требованиях об уплате налога, решениях о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации, принятых в 2005-2007, 2009-2010 годах.
Оценив материалы и обстоятельства дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований в размере 9 132 403,33 руб.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при установлении неподтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника. Взыскание налога с организации производится в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
В связи с этим при установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика - организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика, вынести соответствующее решение и постановление, которое направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 02.09.2010) при пропуске налоговым органом срока на принятие решения об обращении взыскания за счет имущества он вправе в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности.
До внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации названных изменений и установления судебного порядка взыскания налоговой задолженности невозможность инициирования исполнительного производства из-за пропуска срока на принятие решения об обращении взыскании за счет имущества налогоплательщика влечет прекращение процедуры принудительного взыскания, и, как следствие, отзыв неисполненных инкассовых поручений, выставленных в рамках предшествующего этапа этой процедуры.
С учетом вышеприведенных норм права, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что на момент предъявления в суд возможность принудительного исполнения требований налогового органа за 2005-2007 годы в установленном налоговым законодательством порядке утрачена.
Следовательно, требования налогового органа за 2005-2007 годы на общую сумму 3 935 497,73 руб. не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В отношении требования налогового органа за 2009-2010 годы судебными инстанциями установлено, что значительная сумма задолженности Федерального государственного унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление Министерства внутренних дел по Саратовской области" по налогам и сборам, заявленная налоговым органом ко включению в реестр требований кредиторов, содержится в требовании от 10.07.2009 N 5101 и принятом на основании этого требования решении от 27.07.2009 N 14940. Задолженность была выявлена в результате выездной налоговой проверки в 2009 году.
По результатам проведения выездной налоговой проверки и составления акта проверки от 14.05.2009N 62/11 был доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй квартал 2006 года, сентябрь 2007 года, в связи с чем Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительно-монтажное управление Министерства внутренних дел по Саратовской области" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации за 4 квартал 2006 года и за октябрь 2007 года - 333 493 руб., 425 268 руб., всего - 758 761 руб. по авансам, неотраженным в декларациях за 2-й квартал 2006 года и сентябрь 2007 года. Учитывая указанные декларации и сопроводительное письмо к ним, НДС в размере 758 761 руб. подлежал уменьшению по акту выездной налоговой проверки от 14.05.2009 N 62/11.
Поскольку налоговым органом указанные обстоятельства не были учтены при вынесении требования от 10.07.2009 N 5101 и принятии решения от 27.07.2009 N 4940, судебными инстанциями правомерно были исчислена сумма НДС к уменьшению равной 3 041 718,65 руб.
Таким образом, судебными инстанциями правильно установлена общая сумма недоимки по требованиям 2009-2010 годы - 6 578 548,74 руб.
Судебными инстанциями дана оценка всем доводам, приведенным заявителем по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, заявитель повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
При таких обстоятельствах судебные инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу N А57-8012/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
В связи с этим при установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика - организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика, вынести соответствующее решение и постановление, которое направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 02.09.2010) при пропуске налоговым органом срока на принятие решения об обращении взыскания за счет имущества он вправе в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности.
До внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации названных изменений и установления судебного порядка взыскания налоговой задолженности невозможность инициирования исполнительного производства из-за пропуска срока на принятие решения об обращении взыскании за счет имущества налогоплательщика влечет прекращение процедуры принудительного взыскания, и, как следствие, отзыв неисполненных инкассовых поручений, выставленных в рамках предшествующего этапа этой процедуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2011 г. N Ф06-4206/11 по делу N А57-8012/2010
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4206/11
30.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4116/11
17.03.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1044/2011
21.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-8012/2010
24.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15157/10
27.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15157/10