г. Казань
01 августа 2011 г. |
Дело N А57-13828/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Салиховой З.И.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2011 (судья Сенякина И.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Бирченко А.Н., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-13828/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" в лице Приволжского филиала (ИНН 7706284124, ОГРН 1027706023058) к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 10264022052456) о взыскании задолженности по исполнительному листу N С188833 в сумме 153 531, 94 руб., по исполнительному листу N С188834 в сумме 2000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 24 061, 87 руб. в порядке субсидиарной ответственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" в лице Приволжского филиала (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию г.Саратов в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по исполнительному листу N С188833 в сумме 153 531, 94 руб., по исполнительному листу N С188834 в сумме 2000 руб. в порядке субсидиарной ответственности (с учетом принятого уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г.Саратова", администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2011 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 решение суда первой инстанции от 18.02.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что судами не был установлен главный распорядитель бюджетных средств, который в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает ответчиком по долгам подведомственного учреждения.
По мнению подателя жалобы, главным распорядителем денежных средств бюджета города в отношении расходов, осуществляемых муниципальным учреждением "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова") могут выступать либо Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, либо администрация Кировского района г. Саратова.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2009 по делу N А57-3814/2009 с МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" в пользу истца взысканы задолженность по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии от 01.12.2007 N 421/4-Р в сумме 153 531, 94 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
На принудительное исполнение выданы исполнительные листы от 05.06.2009 N С 188833 и N С 188834.
На основании указанных исполнительных листов судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждены исполнительные производства от 16.02.2010 N 63/46/4876/2010 и N63/46/4814/2010.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.04.2010 исполнительные производства окончены в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которое по закону может быть обращено взыскание. Исполнительные документы возвращены взыскателю.
Так как требования исполнительных листов не могут быть удовлетворены самим должником, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Основной должник - МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Пунктом 1.3 устава МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" определено, что имущество последнего является собственностью города Саратова.
Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с пунктом 3.2 решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно положению о Комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Комитет по финансам администрации г.Саратова осуществляет функции главного распорядителя и выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию "Город Саратов", предъявленным в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам учреждений.
Согласно положениям устава МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова", должник является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием и его имущество является собственностью города Саратова.
Кроме того, пунктом 1.10 устава должника определено, что при недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
При таких обстоятельствах, довод заявителя кассационной жалобы о том, что лицом, несущим субсидиарную ответственность по отношению к МУ "ДЕЗ по Кировскому району города Саратова" является администрация Кировского района города Саратова или Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "г. Саратов", противоречит правилам статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям устава должника.
Денежных средств у МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца к МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова", не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.04.2010.
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника), является Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали на взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны города Саратова.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и не находит оснований для их отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.02.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А57-13828/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положению о Комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Комитет по финансам администрации г.Саратова осуществляет функции главного распорядителя и выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию "Город Саратов", предъявленным в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам учреждений.
Согласно положениям устава МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова", должник является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием и его имущество является собственностью города Саратова.
Кроме того, пунктом 1.10 устава должника определено, что при недостаточности денежных средств у учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
При таких обстоятельствах, довод заявителя кассационной жалобы о том, что лицом, несущим субсидиарную ответственность по отношению к МУ "ДЕЗ по Кировскому району города Саратова" является администрация Кировского района города Саратова или Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "г. Саратов", противоречит правилам статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям устава должника."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2011 г. N Ф06-5759/11 по делу N А57-13828/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5759/11