г. Казань
04 августа 2011 г. |
Дело N А65-19174/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Гарафова И.Р. по доверенности от 26.03.2011 N 3,
ответчика - Зарифуллина Р.Т. по доверенности от 15.06.2011 б/н,
третьего лица: закрытого акционерного общества "Казанское специализированное управление "Гидроспецстрой" - Лазаренко А.В. по доверенности от 10.08.2010 N 2010/5/ю,
в отсутствие:
третьего лица: Ионова Павла Викторовича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2011 (судья Прокофьев В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Селиверстова Н.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А65-19174/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство строительства и капитального ремонта - НК", г. Нижнекамск (ИНН: 1651036087, ОГРН: 1031619004405) к муниципальному образованию "Нижнекамский муниципальный район" в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района о взыскании 3 022 639 руб. убытков, при участии третьих лиц: закрытого акционерного общества "Казанское специализированное управление "Гидроспецстрой", г. Казань (ИНН: 1654010231, ОГРН: 1021603067045), Ионова Павла Викторовича, г. Нижнекамск,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось общество с ограниченной ответственностью "Агентство строительства и капитального ремонта - НК" (далее - ООО "АСКР - НК", истец) с иском к муниципальному образованию "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района (далее - исполком, ответчик) о взыскании 3 022 639 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2011 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе исполком просит состоявшиеся судебные акты отменить, оставить исковое заявление без рассмотрения. По мнению заявителя кассационной жалобы, до заключения договора поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42 у ООО "АСКР - НК" отсутствовало право выступать от имени бюджетных организаций.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда кассационной инстанции 26.07.2011 был объявлен перерыв до 16 часов 40 минут 28.07.2011.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "АСКР - НК" (заказчик) и закрытым акционерным обществом "Казанское специализированное управление "Гидроспецстрой" (исполнитель) (далее - ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой") по результатам открытого конкурса, проведенного специализированным учреждением муниципальным учреждением "Агентство муниципального заказа Нижнекамского муниципального района", был заключен муниципальный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ от 29.03.2007 N 6/07 в редакции соглашения от 17.12.2007 (далее - муниципальный контракт), по условиям которого исполнитель обязался выполнить по заданию заказчика работы по разработке рабочего проекта "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м".
Заключению муниципального контракта предшествовало принятие руководителем исполкома постановления от 15.03.2007 N 93 о передаче ООО "АСКР - НК" функций заказчика-застройщика по договорам подряда капитального строительства, капитального и текущего ремонтов, благоустройства объектов недвижимости бюджетной сферы Нижнекамского муниципального района, пунктом 2 которого ООО "АСКР - НК" и организациям бюджетной сферы Нижнекамского муниципального района было поручено заключить агентские договоры на представление в 2007 году интересов организаций бюджетной сферы в договорах подряда.
Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, были выполнены ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" и их результат был принят ООО "АСКР - НК" на основании актов приемки-сдачи проектно-изыскательских работ от 22.11.2007 и от 29.12.2007, подписанных сторонами без замечаний и возражений к качеству, срокам и объемам выполненных работ. Стоимость выполненных работ составила 6 691 401 руб.
ООО "АСКР - НК" произвело частичную оплату выполненных работ в размере 3 668 639 руб. за счет средств муниципального бюджета, перечислив денежные средства с лицевого счета в территориальном отделении Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по Нижнекамскому району и г. Нижнекамску на расчетный счет ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" платежными поручениями от 18.04.2007 N 26981, от 05.09.2007 N 75710, 75717, от 26.02.2008 N 11150.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2010 по делу N А65-28430/2009 ООО "АСКР - НК" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2010 по делу N А65-28430/2009 требование ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" в размере 3 022 762 руб. долга по муниципальному контракту включено в реестр требований кредиторов ООО "АСКР - НК" в составе третьей очереди.
Исковые требования по настоящему делу мотивированы тем, что включенная в реестр требований кредиторов задолженность по оплате работ, выполненных ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" по муниципальному контракту, является для ООО "АСКР - НК" основанием для предъявления требований к исполкому о взыскании суммы, не выплаченной исполнителем вследствие неосуществления бюджетного финансирования выполненных по муниципальному контракту работ.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 764 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 1 статьи 9 названного Федерального закона, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением от 15.03.2007 N 93 после заключения муниципального контракта между исполкомом (доверитель) и ООО "АСКР - НК" (поверенный) был заключен договор поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42, по условиям которого на поверенного были возложены обязательства совершать от имени и за счет доверителя функции заказчика-застройщика на объекте "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м". Финансирование проектных работ по данному объекту должно было осуществляться за счет средств местного бюджета, лимит финансирования составил 7 600 000 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку муниципальному контракту с учетом договора поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42, установив факт выполнения работ и отсутствие надлежащих доказательств оплаты задолженности в размере 3 022 762 руб., пришли к правомерному выводу о том, что ООО "АСКР - НК" выполняло функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, а потому действовало от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем у последнего возникла обязанность по оплате выполненных работ.
Также, факт того, что истец при заключении муниципального контракта выступал в качестве муниципального заказчика и действовал по поручению, в интересах, от имени и за счет муниципального образования Нижнекамского муниципального района, подтверждается тем, что ООО "АСКР - НК" был открыт лицевой счет в органах казначейства, муниципальный контракт был заключен с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который включен в реестр муниципальных контрактов под N 90107000955, и было частично выделено бюджетное финансирование из средств муниципального бюджета.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что до заключения договора поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42 у истца отсутствовало право выступать от имени бюджетных организаций, суд кассационной инстанции считает несостоятельным.
Как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, из содержания договора следует, что он распространяется на все действия ООО "АСКР - НК", связанные с осуществлением функции заказчика-застройщика на объекте "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м".
При этом судами предыдущих инстанций установлено, что в нарушение условий пункта 2.4.3. договора поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42 ответчик финансирование работ, выполненных ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" по муниципальному контракту для муниципальных нужд, в размере 3 022 639 руб. не произвел, что сделало невозможным исполнение истцом его функций в рамках заключенного с ЗАО "КСУ "Гидроспецстрой" муниципального контракта.
Поскольку определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2010 по делу N А65-28430/2009 указанная сумма была признана в качестве задолженности истца и включена в реестр требований кредиторов, в связи с чем арбитражные суды правомерно взыскали названную сумму с муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района за счет средств казны.
Таким образом, принимая во внимание то, что принятые по делу судебные акты основаны на надлежащем исследовании и оценке представленных доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу N А65-19174/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением от 15.03.2007 N 93 после заключения муниципального контракта между исполкомом (доверитель) и ... (поверенный) был заключен договор поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42, по условиям которого на поверенного были возложены обязательства совершать от имени и за счет доверителя функции заказчика-застройщика на объекте "Берегоукрепительные работы на Куйбышевском водохранилище (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 м". Финансирование проектных работ по данному объекту должно было осуществляться за счет средств местного бюджета, лимит финансирования составил ...
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку муниципальному контракту с учетом договора поручения на осуществление функций заказчика от 04.04.2007 N 5/07-П755/42, установив факт выполнения работ и отсутствие надлежащих доказательств оплаты задолженности в размере ... , пришли к правомерному выводу о том, что ... выполняло функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, а потому действовало от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем у последнего возникла обязанность по оплате выполненных работ.
Также, факт того, что истец при заключении муниципального контракта выступал в качестве муниципального заказчика и действовал по поручению, в интересах, от имени и за счет муниципального образования Нижнекамского муниципального района, подтверждается тем, что ... был открыт лицевой счет в органах казначейства, муниципальный контракт был заключен с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который включен в реестр муниципальных контрактов под N 90107000955, и было частично выделено бюджетное финансирование из средств муниципального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2011 г. N Ф06-6329/11 по делу N А65-19174/2010