г. Казань |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А72-469/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Никифоровой Ю.Б., доверенность от 02.07.2014 N 126; Марляновой Т.А., доверенность от 23.12.2013 N 041,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", г. Екатеринбург,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2013 (судья Лобанова И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А72-469/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", г. Санкт-Петербург (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) к Федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", г. Ульяновск (ОГРН 1117746019082, ИНН 7325101580) к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", г. Екатеринбург, о взыскании 250 924,37 руб., с участием третьего лица: Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области", г. Екатеринбург,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" (далее - ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за услуги связи в размере 250 924,37 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.04.2013 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Учреждение, ответчик).
Определением от 02.10.2013 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просил взыскать с ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" сумму долга за оказанные услуги связи за период с 01.05.2011 по 31.12.2011 в размере 64 835,77 руб. и с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" сумму долга за оказанные услуги связи за период с 01.05.2011 по 31.12.2011 в размере 186 088,60 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005т N 94-ФЗ), статьи 51, 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", заявитель жалобы считает, что оказание истцом услуг связи ответчику могло осуществляться только на основании государственного контракта. Поскольку государственный контракт на предоставление услуг связи не заключался, заявитель жалобы полагает, что оснований для оплаты оказанных услуг отсутствуют, а взыскание платы за фактически оказанные при отсутствии государственного (муниципального) контракта услуги работы дезавуирует применение Федерального закона от 21.07.2005т N 94-ФЗ и открывает возможность для недобросовестных исполнителей услуг и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2013 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.05.2011 между ОАО "ВолгаТелеком" (ныне - ОАО "Ростелеком") (оператор связи) и ФБУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" (ныне - ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия") (абонент) заключен государственный контракт (договор) на оказание услуг связи N 10863 (далее - договор), по условиям которого оператор связи оказывает услуги связи на основании настоящего договора, заключаемого в соответствии с действующим законодательством и Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, а абонент вносит плату за оказанные ему услуги в полном объеме в соответствии с действующими на момент оказания услуг тарифами и (или) тарифными планами оператора связи и в сроки, установленные договором.
Услуги и условия их оказания определены в Приложениях, которые являются неотъемлемой частью договора.
Срок действия договора установлен с 01.01.2011 по 31.12.2011.3
Согласно пункту 3.1. договора оказание услуг связи по настоящему договору производится на сумму 74 745,76 руб.
12 мая 2011 года между указанными лицами заключен государственный (муниципальный) контракт N 174К4310 на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи (далее - контракт), по условиям которого заказчик, исходя из установленных лимитов бюджетных обязательств, размещает заказ на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи и обязуется производить их оплату за счет бюджетных средств, а ОАО "Ростелеком" оказывать заказчику услуги связи.
Сумма контракта составляет 950 000 руб.
02 ноября 2011 года в интересах воинских частей, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Центрального военного округа, с оплатой через лицевой счет ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", открытый в Управлении федерального казначейства, между ОАО "Ростелеком" (оператор связи) и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" заключен государственный контракт N 21/20 об оказании услуг местной, внутризоновой и международной телефонной связи, предметом которого является предоставление доступа к сети местной телефонной связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии, предоставление местного телефонного соединения, предоставление внутризонового телефонного соединения, предоставление междугородного телефонного соединения, иных услуг, предусмотренных Прейскурантом оператора связи, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности.
Цена контракта установлена в размере 600 000 руб.
Срок действия контракта с 01.05.2011 по 31.12.2011.
22 ноября 2011 года между ФКУ "Отдел финансового обеспечения Минобороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" и истцом заключен государственный контракт (договор) на оказание услуги связи N 14935 на предоставление услуг связи по конкретным номерам телефонов на сумму 240 000 руб.
Срок действия с 01.06.2011 по 31.12.2011.
В период с 01.05.2011 по 31.12.2011 истец оказал ответчикам услуги связи, не вошедших в объем оказанных услуг по вышеуказанным договорам и контрактам на общую сумму 250 924,37 руб.
Неоплата услуг связи послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг.
В силу пунктов 106, 113 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила оказания услуг связи) основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи. Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.
Частью 4 статьи 51.1. Федерального закона "О связи" предусмотрено, что при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" действие пункта 4 статьи 51.1 Закона о связи распространяется не только на отношения из заключенных государственных контрактов, но и из иных договоров на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также установив, что факт оказания услуг связи подтверждается представленными истцом в материалы дела расшифровками услуг связи, зафиксированными оборудованием истца, счетами на оплату оказанных услуг; учитывая, что доказательств исполнения обязательств по оплате оказанных услуг по договору ответчики не представили, суды обеих инстанций пришли к выводу, что исковые требования о взыскании задолженности за услуги связи являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами, сделанными судами первой и апелляционной инстанций. Считает их законными и обоснованными, основанными на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, при правильном применении норм материального права.
Довод заявителя об отсутствии между сторонами договорных правоотношений подлежит отклонению, поскольку в спорный период Учреждениями осуществлялось потребление услуг связи, предоставляемых Обществом.
Ссылка заявителя на несоблюдение учреждением процедуры, регламентированной положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при заключении спорного договора на получение услуг связи, подлежит отклонению, как не имеющая правового значения при разрешении возникшего спора.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемые решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 законными и неподлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А72-469/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 51.1. Федерального закона "О связи" предусмотрено, что при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" действие пункта 4 статьи 51.1 Закона о связи распространяется не только на отношения из заключенных государственных контрактов, но и из иных договоров на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
...
Ссылка заявителя на несоблюдение учреждением процедуры, регламентированной положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при заключении спорного договора на получение услуг связи, подлежит отклонению, как не имеющая правового значения при разрешении возникшего спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2014 г. N Ф06-11429/13 по делу N А72-469/2013