г. Казань
05 августа 2011 г. |
Дело N А55-20485/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закирова И.Ш.,,
судей Гильмановой Э.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Пинигиной Е.Е. доверенность от 01.06.2011,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рассвет"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Апаркин В.Н., Холодная С.Т.)
по делу N А55-20485/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рассвет", г. Тольятти, Самарская область (ИНН 6321020465, ОРГН 1036301027058) к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Волгоцеммаш", г. Тольятти, Самарская область, общества с ограниченной ответственностью "Управление социального развития", г. Тольятти, Самарская область, о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - ответчик, Мэрия) с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 12.07.2010 N 2353/25, в реализации преимущественного права на приобретение имущества, арендуемого согласно договорам аренды от 01.06.2007, от 01.04.2008 N 64, от 01.03.2009, от 01.02.2010 N 4, расположенного в здании по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Карбышева, д. 3, обязании реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2011 по делу N А55-20485/2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Общество арендует нежилое помещение в общежитии N 9 на 1 этаже здания, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Карбышева, д. 3 общей площадью 119,42 кв. м по договорам аренды от 01.06.2007, 01.04.2008, 01.03.2009, 01.2.2010, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Управление социального развития".
29 июня 2009 года общество обратилось в Комитет с заявлением о выкупе арендуемого помещения в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ.
Письмом от 12.07.2010 Мэрия отказала заявителю в связи с отсутствием оснований для предоставления преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения.
Полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении или временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу указанного Закона в соответствии с договором аренды этого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока аренды, площадь арендуемых помещений не превышает установленные субъектами Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества, арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
По мнению заявителя, нежилое помещение находится во владении у общества с 2007 года по настоящее время на основании вышеуказанных договоров аренды нежилых помещений, то есть непрерывно в течение более двух лет; надлежащим образом перечисление денежных средств подтверждается отсутствием задолженности по арендной плате, что свидетельствует о добросовестном исполнении всех обязательств по договорам; площадь арендуемого помещения составляет 119, 42 кв. м, что не превышает предельных значений площади имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что общество владеет имуществом на основании договоров аренды от 01.06.2007, 01.04.2008, 01.03.2009, 01.2.2010 с обществом с ограниченной ответственностью " Управление социального развития".
Суды, с учетом положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.121991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", а также, принимая во внимание позицию Высшего арбитражного суда Российской Федерации изложенную в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственной и муниципальных предприятий" указали, что объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 17.02.2010, 18.12.2008, имеющимся в материалах дела установлено, что при приватизации имущественного комплекса, принадлежащего потребительскому обществу "Волгоцеммаш", жилищный фонд, в том числе общежитие, расположенное по адресу: г. Тольятти, ул. Карбышева, д. 3, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости. Договор от 05.12.1997 N 125, на основании которого ОАО "Волгоцеммаш" включило здание общежития по ул. Карбышева, д. 3 в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества, в части передачи имущества является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону.
Следовательно, как обоснованно посчитали суды, общество с ограниченной ответственностью "Управление социального развития", которому переданы функции по управлению жилыми домами на основании договора от 01.04.2008 N 50/208, является ненадлежащим арендодателем по договорам аренды 01.06.2007, 01.04.2008, 01.03.2009, 01.02.2010.
При таких обстоятельствах у общества не возникло преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в порядке, установленном Законом от 22.07.2008 N 159.
Из содержания части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судами установлено, что отказ Мэрии городского округа Тольятти в реализации преимущественного права заявителя на приобретение нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Карбышева, д. 3, площадью 119,42 кв. м соответствует требованиям статей 3, 4 Закона от 22.07.2008 N 159, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судами проверены и отклонены по мотиву несостоятельности.
Сведений, опровергающих выводы суда, в кассационной жалобе и прилагаемых к ней документах не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А55-20485/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, с учетом положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.121991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", а также, принимая во внимание позицию Высшего арбитражного суда Российской Федерации изложенную в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственной и муниципальных предприятий" указали, что объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
...
Судами установлено, что отказ Мэрии городского округа Тольятти в реализации преимущественного права заявителя на приобретение нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, ... , площадью 119,42 кв. м соответствует требованиям статей 3, 4 Закона от 22.07.2008 N 159, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2011 г. N Ф06-6350/11 по делу N А55-20485/2010